Экспериментальное исследование нравственного воспитания современных подростков

Структура образования » Проблема нравственного воспитания современного подростка » Экспериментальное исследование нравственного воспитания современных подростков

Страница 4

В работе по формированию нравственного сознания применялись разнообразные развивающие технологии, обеспечивающие формирование начал нравственного сознания. За основу для проведения формирующего эксперимента была взята программа формирования эмоционально-нравственных способов взаимодействия детей в условиях совместной деятельности, разработанная Давыдович В.Н. и адаптированная автором в ГОУ № 1812 г. Москвы [8]. Так же, в данную программу мы включили ролевые игры, благодаря проведению которым мы планировали улучшить уровень нравственного воспитания современных подростков.

Занятий, используемые в работе по формированию нравственного сознания подростков были отобраны из программ Липкиной А.И., Малер А.Р., Петериной С.В., Харламова И.Ф. Так же, для формирования нравственных качеств личности современных подростков, принимавших участие в исследовании, мы использовали следующие индивидуальные методы:

1. Беседа. Беседуя с подростками, педагог побуждает их думать и говорить. Задавая им два - три вопроса, дает детям высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта.

В группе в индивидуальном порядке проводятся этические беседы - это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например "Из какой я сказки?", где на примере героев сказок у современных подростков закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. С помощью педагога подростки учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Темы бесед: "Будь всегда вежливым", "Что хорошо, что плохо и почему", "Ваши добрые поступки", "Чем можно порадовать маму", "Что такое дружба?", "Кого люди называют смелым" и т. д.

2. Чтение и анализ художественных произведений (Сухомлинский В.А. «Почему Олечка не сорвала цветок?», Кузнецова А. «Мы поссорились», Ушинский К.Д. «Умей обождать», Барто А. «Помощница»). Эстетическим фоном занятий служат стихи, загадки, песни, включенные как в основную часть, так и в дополнительную работу с подростками. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании личности, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включали подростков в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создавали свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организовывались выставки работ.

3. Игра. Несмотря на то, что в исследовании принимали участие дети подросткового возраста, игровая деятельность оказалась им интересной. Мы применяли задания, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно было решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного подростка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

Мы проводили такие игры и упражнения [12]:

- направленные на развитие способностей подростков познавать себя и других людей ("Волшебные камешки", "Ласковые дети", "Ладошки", "Назови себя", "Волшебный стул", "Подарок другу");

- направленные на развитие эмоциональной осведомленности ("Цветовое настроение", "Маски", "Мы артисты");

- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения: ("Угадай, кто я", "Зоопарк", "Скульптор", "Где мы были вам не скажем, а что делали - покажем");

- направленные на овладение детьми вербальными средствами общения ("Подари цветок", "Молчанка", игра интонациями).

- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях ("Разговор по телефону", "Как нам быть?")

4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка педагога, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с подросткос действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка - все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. Данные игры и упражнения, а так же занятия, используемые нами в формирующем эксперименте, ранее были апробированы исследователями – авторами программ.

Таким образом, нами было проведено исследование уровня нравственного развития современных подростков. Полученные результаты указали на то, что в группе подростков крайне низкие показатели нравственного развития. Эти данные обусловили необходимость подбора методов коррекционной работы по формированию нравственного сознания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Формирование взаимоотношений у дошкольников
Проблеме взаимоотношений детей в различных возрастных группах детского сада посвящены исследования, проведенные в Лаборатории нравственного воспитания Академии ПН СССР под руководством В.Г. Нечаевой. Отдельные вопросы взаимоотношений детей со сверстниками освещаются А.И.Аржановой, А.В.Булатовой, В.А.Горбачевой, Г.Н.Ибрагимовой и др. Анал ...

Различные подходы к формированию логической грамотности младших школьников
Решение арифметических задач, особенно нестандартных, позволяет приучать младших школьников к правильности и четкости рассуждений, к критическому осмыслению полученных результатов; развивает у них гибкость, вариативность, логичность мышления. Учителя включают нестандартные арифметические задачи в уроки математики, предлагают для домашней ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru