Проблема нравственного воспитания современного подростка

Структура образования » Проблема нравственного воспитания современного подростка

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сферах. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом привело к изменению психологии учащихся. Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям прагматизм - на фоне ниспровержение недавних авторитетов, разрушение сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. Наряду с девальвацией ценностей, связаны со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация наличная благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения.

Материальные блага стали занимать значительное место в желаниях школьников, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций.

В связи с этим остро возникает проблема нравственного воспитания учащихся, которое особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, к сеемому себе, осуществляется переход от сознания к самосознанию. Подросток размышляет над своими переживаниями, мыслями, «выкристаллизовывается» личность, поэтому особая роль в формировании эмоционально-мотивационной сфере личности принадлежит духовно-нравственному воспитанию школьника.

В данной программе технология процесса нравственного воспитания рассматривается на основе гуманистических ценностей образования. К значимым характеристикам этой технологии относится наличие четкой цели представление содержание деятельности в виде задач разной сложности, использование существующего опыта, указание способов взаимодействия участников воспитательного процесса, воздействие педагога на эмоциональ - мотивационную сферу подростка, обеспечивающую духовно- нравственное развитие. Использование гуманистических ценностей образования в процессе духовно- нравственного воспитания подростков достигает оптимального уровня, если выявлены возможные объекты духовных потребностей подростков в базовом образовательном компоненте и совмещены с гуманистической ценностной ориентацией учителя, предполагающей единство личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества. социальный педагог нравственный воспитание

В составлении программы, опиралась на статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Л.В. Бурмистрова, С.Ф. Иванова, А.Е. Лихачев, И.В. Метлик и. др.), а также на работы, касающиеся проблем включения ценностей в содержание образования (И.Я. Лернер, В. Оконь, И.М. Осмоловская).

Разработанная программа может рассматриваться как самостоятельный спецкурс, вместе с тем её можно использовать в качестве содержательной основы для создания в школе системы духовно-нравственного воспитания. Модификация программы (при опоре на местный материал культуры, местные традиции и обычаи) может использоваться как в школах, так и в других образовательных учреждениях края.

Цель программы: повысить эффективность нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы. Представить методическое обеспечение процесса использования ценностного содержания базовых знаний в духовно-нравственном воспитании подростков.

Задачи программы: ознакомление школьников с основными понятиями и феноменами процесса нравственного воспитания; формирование нравственной культуры личности подростка; превращение гуманистических ценностей образования в объект духовных потребностей подростков.

Познакомившись с программой по духовно-нравственному воспитанию подростков, учителя: особенности духовно-нравственного воспитания, что такое гуманистические ценности образования, как влияет духовная культура общества на развитие и формирование нравственной личности школьника.

Умение учителей заключается в следующем: уметь оперировать научными понятиями по вопросам воспитания, уметь дать педагогические обоснования различным явлениям, уметь решать педагогические задачи и в процессе их решения уметь выбирать способ контроля за правильностью их выполненя; уметь организовать условия для эффективного нравственного воспитания учащихся в образовательном пространстве.

В содержании программ и учебников представлен целый комплекс ценностей, которые могут формировать и стимулировать развитие духовных потребностей учащихся- подростков. Это следующие ценности:

- стремление к истине;

- социальное благополучие общества;

- социальная справедливость;

- гуманистические и нравственные ценности;

- ценность знания;

- уважение к талантам и умельцам;

- достоинства личности;

- ценности личности;

- здоровье личности и людей, её окружающих;

- сохранность природы;

- социальная активность личности; нравственное здоровье личности, коллектива и общества; ценность других народов, их особенности и культуры, патриотизм, национальная история и культура, ценность творчества, ценность традиций и ряд других.

Задачам программы в наибольшей мере соответствуют представленные в содержании « ценность личности», « ценности истории и культуры», которые позволяют построить общение с подростками и на том материале, который наиболее близок им. Прежде чем перейти к описанию разработанной модели содержания духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования отмечается ряд особенностей, присущих процессу интернализации ценности, позволяющих лучше понять логику авторов при отборе и организации материала.

Формы работы по программе во многом определяются особенностями её содержания, ориентацией на сближение урочной и в неурочной деятельности на основе гуманистических ценностей, содержащихся в материале уроков.

Основное внимание следует уделить созданию творческих групп, объединенных общими познавательными интересами. Главное при этом – учесть различные увлечения учащихся, помочь им «найти себя», проявить свои лучшие качества.

Для выявления интересов ребят можно провести анкетирование или предложить им написать короткое сочинение на тему «Если бы я стал участником путешествия».

Программа дает богатые возможности для использования методики коллективных творческих дел, разработанной И.П. Ивановым.

При организации работы творческих групп важно сориентировать их на поиск материалов, как о ярких личностях прошлого, так и о наших современниках, посвятивших свою жизнь сохранению духовного наследия.

Содержание программы нравственного воспитания предполагает целостность заложенной в её основе картины мира и определенное место человека в нем. Она достигается преобразованием комплекса на личных и проективных ценностей в систему засчет расширения образовательного пространства с помощью материала истории и культуры, введение системы духовно-нравственных понятий и системы образов на основе их взаимодополнительности с системой знаний, умений и навыков.

Содержание нравственного воспитания в общеобразовательной школе строится на базе гуманистических ценностей, заложенных в содержание образования в ходе внедрения данной программы «Путешествие к истокам» подростки должны получить достаточно широкое представление о нравственной жизни на примере истории и культуры, познакомиться с важнейшими нравственными понятиями.

В результате реализации указанной программы предполагается, что у учащихся школы повысится эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений действительности и сферы искусства, на проявления творчества, на духовно-нравственные ценности, способность к пониманию и уважению, потребность в сопереживании по отношению к чувствам других людей, в том числе к героям художественных произведений, стремление разделить своё эмоциональное состояние с другими, умение адекватно выразить свои чувства.

Хочется надеяться, что программа «Путешествие к истокам» как модель содержания нравственного воспитания школьников на основе гуманистических ценностей образования окажет существенное влияние на их ценностные ориентации и личностные качества, поспособствует расширению кругозора учащихся, к формированию устойчивого уважения к обычаям, традициям нашего народа. Подробное описание программы работы по нравственному воспитанию подростков представлено в приложении 1.


Содержание формирующей деятельности по совершенствованию каллиграфического письма первоклассников на уроках обучения грамоте
Практическая деятельность по преобразованию каллиграфического письма учащихся первого класса с целью совершенствования общеучебных навыков, которые необходимы им на уроках русского языка и при изучении других школьных предметов, осуществлялась в периоды прохождения преддипломной практики в сроки с 12 января 2011 года по 8 февраля 2011 го ...

Методика организации и проведения игр-драматизации
Рассмотрев драматизацию и в целом — как музыкальную деятельность младших школьников, и как совокупность составляющих ее действий, соотнесем этапы работы при драмтизации с этапами интегрированного урока музыки. Этапы работы при драматизации музыкального произведения Этапы интегрированного урока музыки 1. Первичный синтез: знакомство с муз ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru