Использование самостоятельной математической деятельности для формирования пространственно-временных представлений

Структура образования » Самостоятельная математическая деятельность у детей старшего дошкольного возраста и формирование пространственно-временных представлений » Использование самостоятельной математической деятельности для формирования пространственно-временных представлений

Страница 1

К подготовительной группе дошкольникам уже известны все основные пространственные направления, и основной задачей на данном этапе является закрепление и повторение изученного. В данном случае необходимо активно использовать организацию самостоятельной математической деятельности. Самостоятельная математическая деятельность детей предполагает возникновение инициативы дошкольников, мотивацию, косвенное руководство педагога. В процессе непосредственного общения с детьми педагог выбирает, главным образом, позицию сотрудничества. Выбор позиции подчиняется цели руководства самостоятельной деятельностью. Поэтому в руководстве деятельностью надо идти от интересов ребёнка, его инициативы. (7, 150).

Руководство самостоятельной деятельностью детей в центре математического развития по формированию пространственно-временных представлений состоит в следующем:

1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.

2. Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.

3. Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.

4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

5. Организация разнообразных форм деятельности в центре: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.

6. Обеспечение единства воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществление всестороннего развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками, отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.

7. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их в школе. (8, 29).

При организации самостоятельной математической деятельности по данной теме при условии возникновения инициативы от детей можно использовать различные приемы формирования ориентировки в пространстве:

• рассмотрение дидактических картонок и описание расположения на них предметов;

• сравнение парных картинок с однородными предметами, находящихся в разных пространственных положениях;

• описание местонахождения игрушек в комнате с помощью моделей;

• прятки и поиск игрушек по инструкции;

• ориентировка на плоскости. (14, 25).

Использование моделей в самостоятельной математической деятельности для демонстрации положения и движения предмета, например мяча, в пространстве позволяет акцентировать внимание детей на зависимостях и отношениях между предметами. Они не только рассматривают рисунки, но и моделируют указанное расположение предметов, используя игрушки. Например, находят, где на схеме нарисован мячик, лежащий на коробке, и тоже кладут мячик (или другой предмет) на стол, Находят на схеме мячик под коробкой и кладут свой мячик.

Страницы: 1 2 3 4


Групповой метод обучения
В последние 10–15 лет российские и зарубежные ученые-педагоги и учителя-практики проявляют огромный интерес к формам и методам группового, или, как часто его определяют, кооперативного обучения. В настоящее время оно стало одним из наиболее популярных методов в начальных, средних и высших школах. Далеко не всякое обучение в малых группах ...

Развития логического мышления младших школьников: проблема и различные аспекты
Об актуальности проблемы развития логического мышления школьников можно говорить в различных аспектах. Во-первых, проблема развития логического мышления должна иметь свое отражение в школьном курсе математики в силу недостаточности подготовки учащихся в этой части, в силу большого числа логических ошибок, допускаемых учащимися в усваивае ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru