Использование самостоятельной математической деятельности для формирования пространственно-временных представлений

Структура образования » Самостоятельная математическая деятельность у детей старшего дошкольного возраста и формирование пространственно-временных представлений » Использование самостоятельной математической деятельности для формирования пространственно-временных представлений

Страница 2

В центре математического развития можно разместить дидактические игры «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?» «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Смоделируй путь сказочного героя».

Формирование умения ориентироваться на листе бумаги

Требования к ориентировке в подготовительной к школе группе на листе бумаги постепенно усложняются. Это связано с подготовкой детей к работе с книгой и в тетради. Обучение ориентировке на листе бумаги происходит на занятии. При организации самостоятельной деятельности педагог предусматривает внесение в развивающую среду необходимых материалов, пособий для тренировки выполнения разнообразных зрительных диктантов. Зрительные диктанты дети могут проводить друг с другом или при использовании инструкций – моделей.

• Создание орнамента из геометрических фигур по инструкции. До этого на занятии педагог проводит анализ предполагаемого результата (готового орнамента), т. е. создает ориентировочную основу действия. После даются точные указания, какой предмет, в какую часть листа положить. В дальнейшем ребенок, усвоив алгоритм действий, самостоятельно выкладывает орнамент.

• Проведение линий по клеточкам в соответствии с инструкцией. Основная задача — добиться, чтобы ребенок видел клетку, научился обводить ее контур и определял направления движения ручки при письме. Создание из геометрических фигур плана комнаты и определение своего местонахождения на этом плане.

Последний тип зрительного диктанта предполагает обучение пространственному моделированию. (14, 26).

Инструкции даются детям в качестве наглядного материала, где цифрами указано, сколько клеточек надо отсчитать, а стрелками – направление. Например: 4

Применение материальных пространственных моделей является эффективным средством умственного развития дошкольников (Л.А. Венгер, Л.Е. Журавлева, Н.И. Непомнящая, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин и др.). Исследования Л.А. Венгер и др. показали, что дети дошкольного возраста могут не только действовать с готовыми моделями, но и самостоятельно строить их. В связи с этим можно предложить на занятии выполнить модели-планы и воссоздать смоделированные ситуации в сюжетно-ролевой игре.

Развивая ориентировку в пространстве у детей в самостоятельной математической деятельности можно широко использовать карты и схемы с использованием моделирования. Именно такая деятельность может возникать по инициативе ребёнка, когда ребёнок правильно осознал правила работы с картами и схемами он может в дальнейшем самостоятельно составлять карты с использованием различный пространственных направлений.

Сначала в совместной деятельности необходимо провести экскурсию по комнате и обратить внимание детей на расположение мебели, на то, что в комнате есть окно и дверь, что они находятся в противоположных сторонах. Спросить, какая стоит мебель, сколько стульев, шкафов и т. д.

Под руководством педагога дети кладут вырезанные квадраты и прямоугольники таким образом, чтобы они соотносились с расставленной в комнате мебелью. Поясняется, что маленькие квадраты — это столы детей, большой квадрат — стол воспитателя, прямоугольники — шкафы с игрушками и т.д. (10, 95).

Далее дается задание самостоятельно придумать и составить на листе бумаги с использованием геометрических фигур план комнаты для куклы. Педагог должен помочь продумать каждую деталь интерьера, проиграть воображаемые ситуации, которые связаны с определенной окружающей обстановкой. Организуется обсуждение плана, даются образцы рассуждений: «Здесь, посередине будет стол, а вокруг много стульев. К Маше (кукле) придут гости, и она их будет поить чаем. Чашки будут стоять здесь, в шкафу около окна». После этого предлагается в соответствии с разработанным планом расставить игрушечную мебель, что создаст предпосылки для начала сюжетно-ролевой игры. У детей появляются ролевые высказывания, постепенно они окажутся вовлечены в коммуникативную деятельность. Далее подобные задания дети выполняют самостоятельно. Педагог может только направить самостоятельную практическую деятельность детей. (14, 28).

Предлагается составить план-модель зоопарка, рассказать о нем, стать экскурсоводами. На схеме дети могут найти, какие животные живут в зоопарке, где находятся вольеры. Задание усложняется условием: в южной части зоопарка должны жить представители жарких стан, а в северной части — те, кто любит морозы. Дается задание разработать экскурсионный маршрут и рассказать о каждом обитателе. Здесь активизируются знания о флоре и фауне каждого уголка Земного шара. После проделанной работы можно предложить пофантазировать и рассказать реальные или сказочные истории, произошедшие с животными.

Страницы: 1 2 3 4


Паспорт общеобразовательного учреждения
Тип и вид образовательного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №163 (п. Октябрьский). Адрес – 663690, Россия, г. Зеленогорск (п. Октябрьский) Красноярского края, ул. Диктатуры пролетариата, 20. Первая школа в пос. Октябрьский открыта решением Исполнительного комитета Рыбинского Сов ...

Практические рекомендации по организации логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием
Принимая во внимание выявленные особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием, нами был разработан ряд рекомендаций, направленных на развитие речевого дыхания у исследуемой категории детей и реализацию следующих задач: расширять физиологические возможности дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru