Если внимательно взглянуть на развитие человека и всего человеческого общества в целом, можно увидеть, что идут два процесса. Первый - это развитие человека как существа, т.е. открытие им новых знаний, освоение ранее неизвестных умений, накопление опыта поведения. Второй - развитие всего общества в целом: ускоряется технический прогресс, изменяется социально-технический уровень жизни, идёт переосмысление главных ценностей человечества. Образование всё больше рассматривается как один из существенных факторов эффективного общественного развития. Уровень развития производства, безусловно, влияет на продуктивность и создаёт конкретные предварительные материальные условия. Однако, какой будет реальная производительность в большей степени зависит от работника, так как он непосредственно имеет дело со средствами и предметами труда в процессе производства. В обществе возникла объективная потребность в образованных компетентных людях, возросла тяга к образованию. В системе непрерывного образования, дошкольное образование занимает особое значение. В исследованиях П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина выявлено, что именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников. (14, 15).
В развитии элементарных математических представлений важную роль играет формирование у детей дошкольного возраста пространственно-временных представлений.
Как отмечал П.Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников - на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность - графических знаков и временную - звуковых комплексов.
Проблемой формирования пространственно-временных представлений занимались такие педагоги и психологи, как М.Монтесори, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушина, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова, А.В. Белошистая, Л.С. Выготский, С.Д Луцковская.
Большой интерес представляет метод М. Монтессори, который связывает формирование математических представлений и сенсорное развитие детей. Наглядный дидактический материал, разработанный М. Монтессори, позволяет активизировать зрительные, слуховые, тактильные анализаторы. Упражнения со специально разработанными пособиями имеют цель, развить представления детей о математических понятиях, в том числе о пространстве и времени. (3, 5).
Ф.Н. Блехер в качестве основных средств математического развития детей рекомендует использовать различные жизненные ситуации. Знания, приобретенные ребёнком в повседневной жизни о времени и пространстве, закрепляются в индивидуальных играх – занятиях с дидактическим материалом. (10, 28).
А.М. Леушина разработала научно обоснованную дидактическую систему формирования элементарных математических представлений, где также предусмотрено знакомство детей с пространственно-временными понятиями. Большое значение А.М. Леушина придает способам организации занятий. (14, 12).
Т.Д. Рихтераман формированию временных представлений придавала особое значение. Ею была создана методика формирования временных понятий у детей дошкольного возраста через систему обучения на специально организованных занятиях и в условиях игровой деятельности детей. Т.Д. Рихтерман пишет: «Чувство времени у дошкольников развивается постепенно. При этом большое значение имеет фиксация внимания ребёнка на длительности того или иного отрезка времени». (6, 75).
С.Д. Луцковская, изучая процесс формирования у ребёнка дошкольника пространственно-временных представлений, писала: «в дошкольном возрасте ребенок погружен в нерасчлененное время — пространство, поскольку его социальные связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимым взрослым. Его ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, подчас мало связанные между собой. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы; глобальны, но не систематизированы. Представления о временных характеристиках существуют в детском сознании фрагментарно и с разной степенью осознанности. (27, 18).
Специфические особенности времени и пространства как объективной реальности затруднены в восприятии детьми. Дошкольникам трудно понять, что время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поскольку дошкольник еще не соотносит временные ощущения с объективной временной сеткой, то мы можем наблюдать в этом возрасте наиболее ярко затруднения в выявлении временных параметров. Дети рассуждают так: «Время вообще есть, но без часов оно не заметно», «Часы не главное, часы — точное время, а настоящее время в днях, сутках». Дошкольник живет в собственных представлениях «здесь и теперь», где «минутка» — это слово, пока не соотносимое с физической мерой времени.
Это выдвигает необходимость при формировании пространственно-временных представлений особые педагогические воздействия.
Формирование устойчивых пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста возможно при создании и соблюдении определённых условий и эффективных средств обучения. Рационально организованное (своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей, при правильном руководстве взрослого) обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей.
Самостоятельная математическая деятельность обеспечивает более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала. Ребенок, проявляя самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов, приобщается к сложному интеллектуальному труду.
По проблеме развития детей в самостоятельной деятельности работали З.А. Михайлова, Н.М. Полякова, Т.Н. Доронова.
З.А. Михайлова рекомендует уделять большое внимание развитию самостоятельности детей через логико-математические игры и моделирование.
Н.М. Полякова изучала вопрос развития творческой самостоятельности в конструктивной деятельности. В ее трудах описана характеристика уровня самостоятельности детей в конструктивных играх.
Выстроив целенаправленную и систематическую работу в условиях самостоятельной математической деятельности можно значительно разнообразить занятия с детьми по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Итак, вопросы развития пространственно-временных представлений в педагогике и психологии достаточно изучены, также вопрос о развитии детей в самостоятельной деятельности среди педагогов не остался без внимания. В тоже время мы выявили проблему исследования о недостаточности изучения в психолого-педагогической литературы вопроса о развитии у детей пространственно-временных представлений в самостоятельной математической деятельности.
Объект исследования: самостоятельная математическая деятельность
Предмет исследования: процесс развития самостоятельной математической деятельности в формировании пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Определение гипотезы: предположим, что в самостоятельной математической деятельности формируются пространственно-временные представлений у детей старшего дошкольного возраста при условии:
1) организации систематической работы
2) активное участие детей в самостоятельной математической деятельности
3) обогащение предметно-развивающей среды пособиями и дидактическими играми по развитию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать эффективность использования самостоятельной математической деятельности в формировании пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выявить количественный и качественный уровни сформированности пространственно-временных представлений
3. Спланировать и апробировать систему работы по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную математическую деятельность.
4. Проанализировать результат исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические (изучение литературы по теме исследования)
2. Эмпирические:
2.1. Педагогический эксперимент
- Диагностика;
- Проектирование работы с детьми;
- Апробация плана
- Логическая обработка данных
Организация предметно-развивающей речевой среды в детском
саду
Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т.п. Поэтому основное пространство речевой предметно-развивающей игровой ...
Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования
Профессиональная деятельность социального работника представляет собой систему последовательных этапов — определенный процесс. Здесь необходимо рассмотреть следующие проблемы: 1) понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса; 2) общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса. Понятие &quo ...