Экспериментальная работа с детьми проходила в ДОУ «Детский сад № 81» города Березники.
В нашем исследовании мы предположили, что в самостоятельной математической деятельности формируются пространственно-временные представлений у детей старшего дошкольного возраста при условии:
1) организации систематической работы.
2) активное участие детей в самостоятельной математической деятельности.
3) обогащение предметно-развивающей среды пособиями и дидактическими играми по развитию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, необходимо доказать выдвинутую гипотезу через проведение эксперимента с детьми 6 – 7 летнего возраста.
Цель констатирующего исследования: определение уровня сформированности временно-пространственных представлений у детей 6 – 7 лет.
Задачи:
Выбрать методику изучения уровня сформированности временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Провести диагностику.
Проанализировать результаты.
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 81» г. Березники Пермского края, в период с 06 по 09 октябрь 2008 г.
В исследовании использовалась методика разработанная на основе диагностики сформированности ориентировки в пространстве и времени детей подготовительной к школе группы Т.С. Комаровой. (Приложение 1.)
Ориентировка в пространстве:
Содержание:
Ориентировка и различение направлений от себя.
Ориентировка на предметах.
Ориентировка на плоскости листа.
Задачи. Выявить умения: ориентироваться на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под, слева, справа, вверху, внизу, в середине); определять пространственное расположение предметов.
Критерии:
Низкий уровень - 0 – 2 дети получают меньше 3 фишек.
Средний уровень – 3 - 6 балла дети получают от 3 до 6 фишек.
Высокий уровень – 7 - 8 баллов дети получают - от 7 до 8 фишек.
Во время выполнения заданий детям предлагали показать свои умения и знания в ориентировке в пространстве от себя и от предметов:
- Возьми мячик в левую руку, а кубик в правую руку.
- Скажи: «Что находится справа от матрешки? Что находится слева от матрешки?»
- Сложи башню из красного, зеленого и синего кубиков так, чтобы:
• синий кубик был расположен выше зеленого, а красный выше синего;
• зеленый кубик был расположен ниже синего, а красный ниже зеленого.
Захар С., Гоша О., Лена Т., хорошо ориентируются в пространстве от себя, знают, где левая и правая рука, но путаются в ориентировке от предметов.
В тоже время Анжелика П., Миша В., Артем С., Саша К., совсем не смогли выполнить задания на ориентировку от себя и от предметов.
При выполнении упражнений по ориентировке на плоскости листа вся группа не справилась с заданием.
Ориентировка во времени.
Содержание:
Последовательность частей суток.
Представление о календарном времени.
Чувство времени.
Отношение временной последовательности.
Задачи. Выявить представления о различных временных отрезках (сутки, неделя, месяц, год); знания временных эталонов (минута, час) и степень развития чувства времени — длительности временных интервалов.
Критерии:
Низкий уровень – 4 балла дети получают меньше 5 фишек.
Игра с дидактическими игрушками
Дидактические игры занимают относительно большое место среди других видов самостоятельных игр детей раннего возраста. Они требуют пристального руководства со стороны взрослого. Одним из главных компонентов этого руководства является правильный подбор дидактических игрушек и материалов, их размещение в групповой комнате и порядок предоста ...
Имидж и репутация
Имидж очень тесно переплетается с понятием репутации. Существует несколько подходов к пониманию соотношения между этими понятиями. Согласно одному из них, основой, фундаментом, на котором держится компания и её деятельность, является имидж. «Первым делом – имидж, ну а репутация потом». Имидж объекта – это “застолбленное” место в общем, и ...