Цель формирующего исследования: создать педагогические условия для развития у детей старшего дошкольного возраста пространственно – временных представлений в самостоятельной математической деятельности.
Низкие результаты констатирующего исследования побудили нас обратить внимание на организованную предметно-развивающую среду в группе. Был сделан вывод, что уже созданная предметно-развивающая среда не способствует формированию пространственно-временных представлений у детей через самостоятельную математическую деятельность. Обогащая предметно-развивающую среду по развитию пространственных и временных представлений через самостоятельную математическую деятельность были внесены игры и пособия:
1. Мелкая мозаики и схемы выкладывания узоров и. нее.
2. Мелкий конструкторы типа «Ье«о» или «Оир1о».
3. Игра «Танграм».
4. Макет железной дороги.
5. Игра «Перекресток», действующая модель светофора.
6. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
7. Логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Прозрачный квадрат», «Геоконт-конструктор» и др. игры, разработанные в центре Воскобовича).
8. Схемы и планы (групповая комната, групповой участок, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.).
9. «Волшебные часы» (части суток, времена года, месяцы, дни недели).
10. Песочные часы на 1, 5, 10 минуты.
11. Счетные палочки.
12. Таблицы, схемы, чертежи, пооперационные карты самостоятельной математической деятельности детей.
14. Учебные приборы (весы, часы, отвесы, линейки, сантиметры, ростомер для детей и кукол).
15. Игра «Времена года».
16. Календарь природы, календарь погоды.
Систематизируя работу по формированию пространственно-временных представлений с использованием дидактических игр и пособий, был разработан перспективный план, который также определял последовательность внесения в развивающую среду дидактических средств обучения. (Приложение 3)
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с небольшими интервалами времени, которыми можно измерять длительность действий в разных видах деятельности.
В соответствии с проблемой исследования наши действия сначала были направлены на обучение детей временным представлением, затем формировали знания о времени в самостоятельной математической деятельности.
Развивали у детей представления о последовательности частей суток и о сутках в целом; предварительно ознакомили со значением слов вчера, сегодня, завтра. Параллельно развивали и само чувство времени; знакомились с длительностями таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час; учить пользоваться такими приборами измерения времени, как песочные и обычные часы.
У детей старшего дошкольного возраста начинали развивать чувство времени сначала на интервалы в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей. 1 минута - та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречается в речи окружающих. «Через минуту», «Сию минуту», «Подождите минуту» - подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале у них далеко не адекватны. Поэтому мы начали работу с восприятия детьми минутного интервала, а затем перешли к усвоению других интервалов.
Организация и методика работы была следующей:
- знакомили детей с длительностью 1, 3, 5 и 10 минут, при этом использовали секундомер, песочные часы, часы-конструктор для восприятия детьми длительности указанных интервалов;
- обеспечивали переживание длительности этих интервалов в разных видах деятельности;
- учили детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего учили измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп ее выполнения.
Факторы риска и причины возникновения синдрома дефицита внимания и
гиперактивности
Наиболее типичными проявлениями СДВГ считаются расстройства внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений), импульсивность поведения. В работах разных исследователей СДВГ часто ассоциирован с диагнозом минимальная моз ...
Обучающие игры
Эмоционально-выразительные показы простых и понятных жизненных ситуаций (кормление кукол, мишки, езда на лошадке, машинке и др.) вызывают у детей интерес, желание воспроизвести увиденное. Вместе с тем в инсценировках воспитатель вычленяет самое главное в тех событиях, наблюдателем и участником которых был ребенок, закрепляет полученный в ...