Формирование пространственно-временных представлений детей седьмого года жизни

Страница 5

• Дидактические игры (развивающие).

• Игры на освоение наглядного моделирования с использованием плана, плана-схемы, разного рода замещений («Кукольная комната», «Найди спрятанную игрушку», «Кукла Маша купила мебель» и др.).

• Игры с использованием самостоятельно придуманных детьми и представленных графически планов (схем): «Поиск кладов», «Мы — разведчики!» и др.

• «Мы — пешеходы»: серия упражнений и игр на освоение правил движения по тротуару, пешеходной дорожке; перехода через улицу по светофору и без и др.

• Рассказывание по картинам, чтение и беседа о прочитанном. Изображение (условное) разных видов пространственных отношений, удаленности, перспективы. Творческие упражнения и игры, рассказы-инсценировки, разные виды театра и др. Опыт ориентировки в пространстве накапливался у детей при выполнении разных действий, режимных процессов. В работе с детьми стремились выполнить усложнения, которые базировались на знании актуального уровня развития ребенка.

Совершенствованию зрительной ориентировки на плоскости листа, разлинованного в крупную клетку, стола, таблицы способствовали оправдавший себя на практике прием, условно называемый «зрительный диктант». Вслед за распределением плоских изображений, фигур, рисованием на плоскости листа по собственному замыслу со всеми дети начинали располагать предметы, рисовать по правилам, которые раннее сообщил ему взрослый:

• заштриховать клетки вдоль левой стороны листа (по боковой правой стороне, в верхнем правом углу, справа (слева) от .);

• штриховать клетки, чередуя цвет, вид штриховки и т. д.;

• найти способ определения центра (середины листа) и выложить узор снизу от найденного центра;

• вдоль линии, проведенной через центр листа, наклеить половину прямоугольника, затем восстановить (дорисовать) вторую половину (упражнение на освоение симметрии). Учебно-игровое пособие «На золотом крыльце» и игра «Крестики» (автор Б. Б. Финкельштейн, СПб., ООО «Корвет») способствовали развитию у детей умений самостоятельно ориентировки на плоскости; одновременному освоению чисел, форм, размеров; запоминанию и различению цветных чисел (цветных счетных палочек Кюизенера).

В разнообразных видах детских деятельностей, которыми увлекается ребенок-дошкольник, всегда имеет место упражняемость в дифференцировке пространственных направлений, определении местонахождения предметов, повышении точности речевых высказываний.

С детьми (Лена Т., Гоша О., Захар С., Саша К.), которые показали очень низкие результаты на этапе констатирующего исследования по развитию пространственных представлений мы решили использовать такое эффективное средство по ориентировке в пространстве от себя и на листе бумаги, как оригами. Сначала обучение детей технике оригами проходило в совместной работе с детьми, где дети поняли принцип работы и научились выполнять модель на основе схем и карт.

С Леной Т., Гошей О., Захаром С., Сашей К., проводилась работа, направленная на формирование умения анализировать пооперационную карту, правильно определять исходную форму бумаги. Например, при изготовлении «Бабочек и рыбок» использовалась единая пооперационная карта для двух разных поделок. Чтобы обратить внимание детей на общность начальных этапов конструирования оригами, задавали вопрос: «Как вы думаете, почему карта одна, а игрушек по ней можно сделать две?» Это активизировало внимание детей и направляло на выявление сходства в двух разных поделках. Анализ карты проводился под руководством воспитателя, но завершить поделку детям предлагалось самостоятельно, проанализировав завершающие этапы выполнения конструкции.

Затем для детей были вынесены карты, схемы для выполнения различных моделей в самостоятельную математическую деятельность. В индивидуальной работе детям предлагались конструкции разной степени сложности, что позволяло достичь желаемого результата, влияло на повышение интереса дошкольников к выполнению оригами и способствовало постоянному росту самостоятельности.

Проведенные контрольные срезы у Лены Т., Гоши О., Захара С., Сашей К., показали, что дети стали легко ориентироваться в пространстве от себя и от предмета. Их поведение во время деятельности изменилось, действия стали более осознанными, уверенными, без излишней спешки и суеты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Методология прогнозирования динамики системы образования
1.Линейно-экстраполяционная методология основывается на выяснении за достаточно длительный период тенденций развития и продления их на будущее с той или иной корректировкой на основе экспертных оценок. Эта методология достаточно надежна и дает близкие к истине результаты в пределах одной фазы долгосрочного цикла. 2. Методология Форсайт, ...

Развитие региональной системы оценки качества образования
В области сформирована система оценки качества общего образования, включающая оценку условий организации функционирования систем образования, образовательного и вос-питательного процесса, оценку результатов образовательной деятельности. С 2006 г. в области апробируется независимая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru