Формирование пространственно-временных представлений детей седьмого года жизни

Страница 4

А птицы были не простые. У каждой птицы — по четыре крыла. В каждом крыле — по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-свет10} махнет другой — станет темным-темно.

Дети отвечали на вопросы

• Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

• Какие это четыре крыла у каждой птицы?

• Какие семь перьев в каждом крыле?

• Почему у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?

С помощью отрывного календаря дети самостоятельно определяли время наступления праздников. Календарь помогал осознать последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. В старшем дошкольном возрасте развивается интерес к разным параметрам времени: ребенка 6-7 лет интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени. Знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, привыканию к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

В самостоятельной деятельности с детьми были изготовлены листочки календаря на месяц март. Дети самостоятельно выкладывали и вырезали цифры по дням недели, обозначали красным цветом выходные и праздничные дни.

Таким образом, в ходе педагогического процесса в детском саду есть возможность упражнять детей в умении осуществлять деятельность в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—20 минут. В таких условиях дети более организованно занимаются, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности и больше успевают.

Обучение детей старшего дошкольного возраста установлению временной последовательности осуществляется по следующему плану:

• в развитии объекта (события) вычленяется временная последовательность;

• временная последовательность воспроизводится на модели с помощью символов;

• последовательность воссоздается с запрограммированной ошибкой, которая исправляется детьми;

• действия в заданной последовательности выполняются без модели.

В работе по развитию пространственных представлений в самостоятельной математической деятельности использовали следующую методику:

Так, овладение умениями ориентироваться и отражать свои представления в речи и в простой модели представлена:

• упражнениями в познании пространственных отношений в контексте любой детской деятельности (рассматривание фотографии, иллюстрации; оригами и вышивание; «прочтение» схем и т. д.);

• специально сконструированными играми, упражнениями, проблемными и творческими ситуациями с элементами моделирования (использования замещения, предметно-схематических и графических моделей и схем и т. д.). Формы организации детской деятельности могут быть представлены следующими способами.

• Мини-ситуации, специально создаваемые педагогами, родителями с целью овладения детьми каким-либо видом ориентировки. Например, схематически показано, что справа от дерева, в берлоге поселилась лиса, а впереди слева, около норы стоит медведь. Ребенок самостоятельно «наводит порядок», называя пространственные перемещения.

• Игровые упражнения на определение местоположений предметов и направлений: «Что впереди, что сзади», «Переложи игрушку в правую руку. Спрячь под столом». Самостоятельное придумывание детьми подобных упражнений. Полезно предложить ребенку задать вопрос (где и что находится); показать стрелкой, где лежит предмет или в каком направлении его искать. При поиске спрятанных предметов разумно использовать игровой прием «горячо — холодно».

• Упражнения типа «А что будет, если .» (изменится расположение, направление движения, количество сидящих за столом, расположение изображенных на фотографии и т. д.). Возможна схематизация, предложенная детьми.

• Проблемные ситуации. Например, надо найти самый короткий маршрут.

• Графические упражнения, «зрительные диктанты» на освоение симметрии, развития умений ориентироваться на плоскостираскрашивать черно-белые рисунки. Упражнения выполняются на бумаге в крупную клетку по образцу, под диктовку, по собственному замыслу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Деятельность педагога-психолога в коррекционной школе-интернате
Полное наименование Учреждения: краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида». Юридический адрес учреждения: 656004, Алтайский край, г. Барна ...

Периодизация и формы ролевых игр на разных ее возрастных этапах
В ролевой игры наталкивает нас к одному из центральных вопросов современной детской психологии - к вопросу об историческом происхождении периодов детства и содержания психического развития в каждом из этих периодов. Обратимся к периодизации возраста, разработанной Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и Д.Б.Элькониным. В основу данной периодизац ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru