Формирование пространственно-временных представлений детей седьмого года жизни

Страница 6

Таким образом, формирующее исследование показало, что при организации систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию пространственно-временных представлений через самостоятельную математическую деятельность при условии создания соответствующей предметно-развивающей среды, можно существенно активизировать детей, повысить интерес к деятельности по ориентировке в пространстве и времени.

дитя дошкольный пространственный временной математический

Цель контрольного исследования: определение уровня сформированности временно-пространственных представлений у детей 6 – 7 лет.

Контрольное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 81» г. Березники Пермского края, в период с 16.04 по 20.04 марта 2009 г.

При проведении контрольного исследования использовалась та же методика. (Приложение 1).

Ориентировка в пространстве:

Содержание

1. Ориентировка и различение направлений от себя.

2. Ориентировка на предметах.

3. Ориентировка на плоскости листа.

Критерии:

Низкий уровень - 0 – 2 балла дети получают меньше 3 фишек.

Средний уровень – 3 - 6 балла дети получают от 3 до 6 фишек.

Высокий уровень – 7 - 8 баллов дети получают - от 7 до 8 фишек.

Ориентировка во времени:

Содержание:

1.Последовательность частей суток.

2.Представление о календарном времени.

3.Чувство времени.

4.Отношение временной последовательности.

Низкий уровень – 4 балла дети получают меньше 5 фишек.

Средний уровень – 6 – 13 баллов дети получают от 6 до 12 фишек. Высокий уровень – 13 – 16 баллов дети получают 13 - 16 фишек.

Общие показатели

Низкий уровень – 0 – баллов.

Средний уровень – 9 – 21 балл.

Высокий уровень - 22 – 24 балла.

Контрольное исследование показало:

Высокий уровень – 5 человек (32,4 %)

Средний уровень – 12 человек (66,6 %)

Низкий уровень - нет

Приложение 4.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного исследования показал, что на конечный этап исследования детей с низким уровнем развития пространственно-временных представлений нет. С высоким стало – 32,4%; со средним уровнем – 66,6%. Если учитывать, что с высоким уровнем развития сформированности понятий о времени и пространстве на начальном этапе детей не было, а стало 32,4%, с низким уровнем совсем нет, то можно говорить об эффективности проведенного исследования.

Во время проведенного исследования дети Лена Т., Гоша О., Захар С., Саша К. значительно повысили свои знания и умения в области ориентировке на листе бумаги, от себя и от предмета, имеют представления о временной последовательности частей суток, времен года, месяцев. Дети с высоким показателем проявляют повышенную активность в самостоятельной математической деятельности по пространственно-временной ориентировке. Любят работать с картами – схемами, моделями, часто организуют между собой графический диктант, используют самостоятельно секундомеры и песочные часы при планировании своей деятельности в игре или рисовании. Большинство детей верно устанавливают и дифференцируют пространственные отношения: соотносят план и пространство кукольной комнаты, осуществляют тщательный анализ пространственной ситуации, ориентируются не только на очертания предметов, но и на отношения между предметами, заместителями.

Для себя мы сделали выводы:

- Развитие умений ориентироваться в расположении предметов «от себя», «от другого объекта» происходит в период дошкольного возраста. Показателем развития пространственных представлений является постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»).

- Рациональное сочетание методов и приемов, основанных на непосредственном восприятии пространственных отношений и отображений их в виде схемы, плана, ускоряет процесс освоения пространства детьми, обеспечивает жизненность представлений и перенос в другие ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Типология преподавателей
Как было сказано ранее, преподаватель, работающий с творческими детьми, сам обязан быть творческой личностью. Его профессиональная деятельность предполагает наличие таких черт личности как гибкость мышления, способность видеть проблему там, где ее не видят другие, легкость генерирования идей и т.д. (см. стр.8,9) А с этой позиции представ ...

Разработка урока с использованием мультимедийных презентаций направленный на развитие познавательной активности
Использование мультимедийных презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint [5]. На этапе разработки урока с испол ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru