Понятие пространственных и временных представлений

Страница 1

Пространственная ориентация — оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. В более узком значении понимается ориентировка на местности, т. е. определение «точки стояния» (местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам), локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, и определение пространственного расположения предметов относительно друг друга. Формирование пространственной ориентировки является обязательным содержанием занятий по математике. Осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). Основой для освоения детьми словесной системы отчета по основным пространственным направлениям служит познание «схемы своего тела». Изучаются три парные группы основных направлений, соответствующих различным осям человеческого тела: вертикальное (вверх — вниз), фронтальное (вперед — назад), сагиттальное (влево — вправо). (10, 15).

Пространственное восприятие — сложный вид восприятия, включающий в себя синтез двигательных, зрительных и осязательных ощущений, дающий возможность оценки расстояния при зрительном восприятии. (2, 261)

Пространственные отношения — понятие, которое выражает, с одной стороны, порядок одновременно существующих событий, а с другой стороны — протяженность материальных объектов. Пространственные отношения рассматриваются на занятиях по математике, начиная со старшей группы, в процессе развития ориентировки в пространстве. (2, 262).

Пространство — форма существования множества объектов и процессов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т. д. (2, 262).

Дети старшего дошкольного возраста должны свободно ориентироваться в помещении, в самом близком окружении, знать дорогу к детскому саду, магазину, аптеке; усвоить пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди, вверху, внизу, сверху; обозначать словом положение определенного предмета относительно себя или другого предмета; знать, как выглядит тетрадь, ориентироваться на листе бумаги; выполнять задания воспитателя.

Эта работа предупреждает возникновение многочисленных ошибок пространственного характера, которые наблюдаются при усвоении разнообразного учебного материала на уроках чтения, письма, рисования, ручного труда, физкультуры. Формирование в дошкольном возрасте пространственных представлений и понятий — основа географических и геометрических знаний в будущем.

Умения ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, обогащают речь ребенка, делают ее более точной, конкретной, грамматически правильной.

Благодаря пониманию ребенком пространственных отношений перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями — причинные, целевые, наследственные. (28, 190).

Формирование пространственных представлений и понятий происходит на занятиях по математике, развитию речи, изобразительной и конструктивной деятельности, во время физкультурных и музыкальных занятий, а также в процессе организации игровой, трудовой и бытовой деятельности.

Для организации методически правильной работы по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста необходимо знать основные понятия данного направления.

Рассмотрим основные понятия о временных представлений, формируемых в старшем дошкольном возрасте в детском саду.

Временная ориентировка — сознательное восприятие времени в процессе социально-производственной практики. Формирование ориентировки во времени является обязательным содержанием занятий по математике в ДОУ. Восприятие детьми тягучести, текучести времени, его необратимости и периодичности весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Наиболее часто употребляемой наглядностью являются календарь (плакатный, отрывной, сезонный, природный, на один месяц) и часы (песочные и механические). Дети знакомятся с основными мерами времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда) и временами года; учатся понимать смысл слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера — сегодня — завтра, быстро — медленно). Развитие восприятия времени опирается на чувственную основу и на освоение общепринятых эталонов оценки времени в процессе проведения режимных моментов в ДОУ, осуществления практической деятельности и специально организованных упражнений. (10, 6).

Временные отношения — понятие, которое отражает порядок сменяющих друг друга явлений и состояний материи (характеризуется длительностью). Восприятие временных отношений в западной культуре относится к линейной модели времени, в восточной культуре — к циклической модели времени.(10,6)

В природе регулярно повторяется смена времен года, дня и ночи, лунных фаз. Эти явления называются суточным вращением земного шара, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца. На этой основе и возникли основные единицы измерения времени — сутки, неделя, месяц, год. Сутки как мера времени имеют свою определенную количественную характеристику — 24 ч. Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер и ночь. Такое определение, с одной стороны, связано с объективными изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением Солнца, освещенностью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением Луны, звезд, а с другой стороны, со сменой видов деятельности людей в разные части суток, с чередованием труда и отдыха. Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена принята условно.

Страницы: 1 2


Характеристика коммуникативной компетентности
Рассмотрим, что такое коммуникативная компетентность. Петровская Л.А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [18, с. 67]. Емельянов Ю.Я. рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) ...

Исследование эффективности использования методов формирования умений создавать сюжетную композицию рисунка после просмотра книжных иллюстраций Ю.А.Васнецова
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитают яркую окраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызывают у них непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru