Анализ вариативных программ по формированию пространственно-временных представлений

Страница 1

Во временном Государственном образовательном стандарте задачи по формированию пространственно-временных представлений, формулируются следующим образом:

«Педагоги развивают пространственные представления с учетом возрастных возможностей детей»

«Педагоги развивают представления о времени в соответствии с возрастными возможностями детей»

В 1995 году, постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закрепилось право дошкольных образовательных учреждений самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В настоящее время существует много программ – результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Мы рассмотрим несколько из них, чтобы узнать, какие задачи по формированию пространственно-временных представлений в данных программах предусмотрены.

Название вариативной программы

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

«Программа воспитания и обучения в детском саду» Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005 г.

Упражнять детей старшего дошкольного возраста в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т.д.)

Учить детей старшего дошкольного возраста графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде рисунка, плана, схемы; передвигаться в пространстве, используя стрелки – указатели движения, планы, схемы маршрутов.

Закреплять представления детей старшего дошкольного возраста о последовательности дней недели, месяцев года. Дать элементарное представление о необратимости времени. Развивать чувство времени: учить различать длительность временных интервалов (1,5, 10 минут, 1 час).

«Радуга» Т.Н. Доронова.

Формировать пространственные представления: правильно употреблять предлоги, обозначающие взаимное пространственное расположение предметов; понятия «впереди – сзади», «вверху – внизу», «справа- слева» относительно себя.

Формировать временные представления: времена года, месяцы, дни недели, части суток. Прошлое, настоящее, будущее.

«Детство» ( автор В.И. Логинова).

Обозначение пространственных отношений на листе бумаги (условными знаками). Самостоятельное составление планов, схем. Обозначение пространственных отношений на плане, схеме.

Обозначение отношений во времени (неделя, месяц). Определение и условное обозначение временных отношений: сутки – неделя, неделя – месяц, месяц – год. Обозначение отношений во времени (минута – час, неделя-месяц, месяц – год).

«Развитие» Л.А. Венгер.

Самостоятельное изображение плана открытого пространства по памяти. Изображение ограниченного пространства ( раздевалка, спальня, часть групповой комнаты). Прочтение готового плана помещения детского сада (готовый графический план этажа). Прочтение готового поэтажного плана помещения д/с. Прочтение готового плана открытого пространства (весь участок детского сада). Прочтение готового пространства (улица, местность). Самостоятельное схематическое изображение улицы, местности или их частей. Прочтение готового плана открытого пространства и изображение направлений в нем. Прочтение карты.

Овладение действиями построения модели типа часов и графической модели типа для установления временных отношений. Овладение детьми действиями построения модели типа часов для развития представления о месяцах года. Овладение детьми действиями использования моделей типа часов для развития представлений о месяцах года. Развитие представлений о месяцах года. Освоение детьми действия моделирования временных отношений (дни недели) при помощи моделей типа часов. Развитие у детей представлений о днях недели. Развитие представлений о календаре.

«Программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Л.А. Парамоновой.

Учить определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и по отношению к другому предмету, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (словесному или звуковому); уточнять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов («Я стою за Мишей, позади меня паровозик, около меня Сережа»); Помогать овладеть ориентировкой в пространстве (используя планы, схемы), в том числе на листе бумаги, альбома, страницы книги; описывать расположение объектов в пространстве и на плоскости.

Вспомнить вместе с детьми, что было вчера, сегодня, предполагать, что может быть завтра; учить называть дни недели. Учить называть дни недели, текущий месяц, времена года; определять время по часам с точность до получаса.

Страницы: 1 2


Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
1. Возрастные психологические особенности Подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, ...

Единицы педагогического общения
При анализе педагогического общения необходимо разграничивать понятия педагогической и собственно коммуникативной единиц общения. При всей их нерасторжимости это разные явления: первое реализуется посредством второго. Педагогическая задача связана с освоением обучающимися определенного учебного материала (например, объяснения, интерпрета ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru