Роль внеклассного чтения в системе образования младших школьников

Структура образования » Кукольный театр как форма организации читательской деятельности младших школьников » Роль внеклассного чтения в системе образования младших школьников

Страница 3

Данную здесь краткую характеристику процесса формирования у младших школьников читательской самостоятельности следует дополнить сведениями о том, что названные этапы (т. е. ступени этого процесса) различаются: а) ведущими задачами и условиями обучения; б) количеством -времени, отведенного на классно-урочную работу с детской книгой в неделю; в) структурой урока; г) учебным материалом и д) объемом и содержанием целесообразной для учащихся коллективной или индивидуальной читательской деятельности [5, 20]. Обо всем этом пойдет речь ниже. Здесь же отметим, что в течение каждого из этапов читательской подготовки учащиеся под руководством учителя должны освоить следующее содержание обучения.

На подготовительном этапе.

Круг чтения: детская художественная книга объемом 8-30 страниц в типовом оформлении. Равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о подвигах, о детях, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве. Произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1-2 страницы.

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя. Ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух. Освоение закономерной связи: содержание книги — иллюстрации, заглавие, автор. Узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей.

Основные понятия, которые должны быть усвоены: рисунок (иллюстрация), обложка, надписи, страницы, заглавие (книги, произведения), фамилия автора.

Понятия, которые будут углубляться: книга — произведение, книга — сборник, темы чтения, книжная выставка.

На начальном этапе.

Круг чтения: детская художественная и научно-художественная книга объемом 8-30 страниц с усложненным оформлением. Дифференциация тематики чтения по жанрам. Произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов. Произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.

Приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книге и в группе книг (2-4) до чтения. Восприятие и воспроизведение произведения из самостоятельно прочитанной книги с опорой на иллюстрации. Сопоставление этого произведения (книги) с другими известными произведениями (книгами) по сходству, контрасту и т. д. Освоение закономерной связи: книга — тема, книга — автор, книга — жанр.

Основные понятия, которые должны быть усвоены: название книги (заглавие, фамилия автора), переплет, корешок, оглавление (содержание).

Понятия, которые будут углубляться: сборник — авторский и тематический, темы чтения, картотека, карточка (на книгу).

На основном этапе.

Круг чтения: русская, советская и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16-18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц — только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения). Детский журнал (по выбору учителя), пионерская газета (материал для октябрят). Вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются книги о борьбе людей за счастливую жизнь и мирный труд, о смелых и умелых людях, о жизни ребят-сверстников в СССР и за рубежом; сказки народов разных стран.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Различные подходы к определению творческих способностей
В современной психологической науке выделяют три основных подхода к определению творческих способностей. 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивы, цен ...

Понятие самообразовательной деятельности
По определению Громцевой А.К., самообразование школьника - это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования. Т.е. можно сказать о том, что самообразование является сложным и многогранным процессом. К настоящему времени выделяется ряд существ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru