Роль внеклассного чтения в системе образования младших школьников

Структура образования » Кукольный театр как форма организации читательской деятельности младших школьников » Роль внеклассного чтения в системе образования младших школьников

Страница 6

Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимся для проявления читательской самостоятельности, а также формирование мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя и учащихся специального учебного материала.

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит "в память ученика литературный язык" (Н. И. Жинкин), развивает у ребенка "дар слова" (К. Д. Ушинский), его "судительные силы" (Ф. И. Буслаев). "Чтение, — писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н. Ф. Бунаков, — главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность". "Чтение, — продолжал и углублял эту мысль выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя".

Действительно, чтение — это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Чтение — это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение — это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитьтают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Иначе говоря, умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и, следовательно, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходится иметь дело с печатными или рукописными материалами, источниками какой-либо информации.

Чтобы исключить разное толкование термина "навык чтения", важно оговорить, какое содержание вкладывается в него.

Словосочетание "навык чтения" прочно вошло в школьный обиход, чему способствовали краткость, простота и удобство в употреблении. Оно охватывает целый комплекс умений и навыков. Если принять за исходное определение термина умение как способности осознанно выполнять определенное действие при контролирующем участии сознания, а определение термина навык — как умения, достигшего уровня автоматизма и выполняемого без особых напряжений умственно-контролирующего порядка, то можно увидеть тесную взаимосвязь и зависимость тех сторон (составляющих навык), которые охватываются терминологическим словосочетанием "навык чтения". Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не следует забывать и о темпе чтения.

Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т.е. осуществляется без напряжения, полу- или совсем автоматически.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Рекомендации родителям по формированию интеллектуальной готовности ребенка к школе
Перед поступлением в школу ребенок должен обладать следующими навыками: ü Умением самостоятельно обслужить себя; ü Обладать навыком общения с другими детьми и с взрослыми; ü Уметь подчиняться правилам и требованиям; ü Быть способным сосредотачиваться на одном занятии не менее 20 минут. У детей, посещавших ДОУ, адаптац ...

Методы обучения детей дошкольного возраста
Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует м ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru