Роль внеклассного чтения в системе образования младших школьников

Структура образования » Кукольный театр как форма организации читательской деятельности младших школьников » Роль внеклассного чтения в системе образования младших школьников

Страница 5

виды библиотечно-библиографической помощи, рас считанной на детей от шести до десяти лет: книжная выставка, плакат, рекомендательный указатель, картотека, каталог;

внешние приметы, которые позволяют читателю ориентироваться в любой книге и в группе книг, а именно:

иллюстрации, заглавие, фамилия автора, содержание или оглавление, подзаголовок, предисловие, послесловие, возрастные пометы, издательство, серия и т. п.;

5) правила гигиены чтения и сохранности книг. Действуя с книгами и среди книг, и первоклассники, и дети, завершающие начальное обучение (разумеется, по-разному), приобретают умения:

1) ставить для себя цель обращения к книгам;

выбирать книгу в наиболее полном соответствии с поставленной целью;

осознавать содержание избранной книги, максимально используя возможности, которыми располагают к моменту деятельности с книгой.

Наконец, с 1-й недели обучения и в течение всех лет у учащихся формируются умения, переходящие затем в навыки:

1) прежде чем читать, автоматически выделять для себя внешние показатели содержания книги, которая встретилась; прежде чем сделать выбор, рассматривать как можно больше разных книг;

2) сразу же обращаться к знакомым видам библиотечно-библиографической помощи, если не помнишь или не знаешь той литературы, которая тебе нужна;

3) осуществлять при самостоятельном чтении все правила, которым обучен на уроках классного и внеклассного чтения [6, 145].

Типичные ошибки, которые допускаются в практике работы массовых школ при освоении с детьми содержания программы "Внеклассное чтение и развитие речи", состоят в том, что при подготовке учащихся к самостоятельной читательской деятельности учитель не выдерживает этапов обучения, опускает подготовительный этап или завышает требования программы (на начальном и даже подготовительном этапах требует от детей чтения новых книг дома). А это сразу лишает работу всякого смысла: даже взрослые любят делать только то, что умеют; необоснованные, неподготовленные требования и интерес, радость, успех исключают друг друга. Это приемы давным-давно осужденные и отвергнутые методикой. "Методика боится случайности, бессистемности, неосознанности в поступках учителя, — предупреждала М. А. Рыбникова. — Только при наличии системы во всех педагогических мероприятиях предмет становится для ребенка понятным, любимым, плодотворным". Это мудрое высказывание талантливого педагога-методиста особенно важно иметь в виду, работая с детьми шести лет. Как известно, снижение возраста учащихся на один год дает учителю значительные преимущества только в том случае, если он помнит: новый контингент учащихся гораздо более восприимчив, чувствителен ко всяким внешним целенаправленным воздействиям, чем прежний. У детей, начавших обучение в шесть лет, скорее и легче, чем у семилетних, формируются и позитивные, и негативные установки, привычки, отношения, а переучивать и переубеждать всегда сложнее. Непосредственные наблюдения за поведением учащихся шести лет и специальные тесты позволили установить любопытный и весьма примечательный факт: разграничение первоклассниками шести лет любой деятельности (даже игровой, а не только учебной) на "любимую" и "нелюбимую" зависит исключительно от наличия у ребенка объекта, с которым надо действовать, и способности (умения) действовать с объектом самостоятельно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Зависимость структуры пространственного образа от его функций в решении графических задач
Выше были рассмотрены условия, в которых осуществляется возникновение образа и оперирование им. Среди этих условий можно выделить следующие: характер наглядной основы, на которой образ впервые воз­никает; особенности графической задачи, определяющей требования к созданию образа и оперированию им. В процессе решения задач часто использует ...

Адаптация детей к обучению в начальной школе
Успешность обучения детей в школе зависит от многих факторов. Важнейшими среди них являются компоненты психологической готовности: — уровень развития познавательных процессов (мышление, внимание, память); — уровень развития волевой сферы (произвольность, усидчивость, старательность); — уровень развития тонкой моторики. Проводимое при наб ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru