Приемы оценки групповых достижений

Структура образования » Групповое обучение » Приемы оценки групповых достижений

Страница 1

Вполне очевидно, что система контроля и оценки групповых достижений должна отличаться от традиционных способов оценок индивидуальных учебных результатов. При кооперативном обучении у учащихся появляется мощный мотивационный фактор – чувство личной ответственности за успех команды. Вместе с тем основная идея групповой оценки заключается не только в том, что учащийся несет ответственность за результаты группы в целом, но прежде всего в том, что каждый учащийся должен ощущать свой индивидуальный вклад и видеть свой очевидный прогресс в обучении. Иными словами, в процессе оценки групповых учебных результатов должен соблюдаться баланс индивидуальных и командных интересов и достижений. Именно этот момент и представляет собой один из ключевых вопросов системы контроля и оценки в кооперативном обучении.

Каково же должно быть процентное соотношение групповой и индивидуальной оценки? Исследования американских ученых показывают, что наиболее оптимальный интервал для групповой оценки – в пределах 50% от общей оценки. Принципиально важно, чтобы групповая оценка не снижала значительно сильную индивидуальную и в то же самое время не повышала неоправданно слабую индивидуальную оценку. Поэтому очень важно перед началом изучения каждой новой темы четко распределять задания и другие виды учебно-познавательной активности учащихся по позициям групповой и индивидуальной оценки. Один из возможных вариантов такого распределения с ориентацией на естественно-математические дисциплины показан на таблице 1.

Таблица 1

Виды групповой учебной деятельности

Оценка

1. 2. 3. 4. 5.

Участие в групповых и фронтальных дискуссиях Лабораторно-графические работы

Домашние задания и проекты

Тест-1 (групповой)

Тест-2 (комбинированный: частично групповой и индивидуальный)

5%

15%

10%

15%

5%

 

Виды индивидуальной учебной деятельности

 

1. 2. 3. 4.

Самостоятельные индивидуальные работы

Тест-2 (комбинированный)

Тест-3 (индивидуальный)

Итоговый зачет, экзамен или контрольная работа

5%

10%

15%

20%

Тест-2 (15% от общей оценки) в данном варианте содержит комбинированное распределение оценки: групповая (5%) и индивидуальная (10%).

Естественно, что реализация кооперативного обучения требует специальной переподготовки учителей, прежде всего формирования готовности к преодолению трудностей, которые могут возникнуть в реальном учебном процессе. Малые группы в процессе кооперативного обучения могут работать в следующих режимах: первый – вся группа работает коллективно над всеми или большинством групповых заданий и проектов, второй – предпочитает работать в подгруппах, третий – каждый член группы предпочитает работать индивидуально, и только затем группа сравнивает и обсуждает результаты.

Наиболее идеальный, с точки зрения кооперативного обучения, первый режим. В остальных двух случаях очень важно сохранить командный дух. Заметим, что формирование и поддержка такого духа – задача, которая вызывает у учителей, применяющих методы кооперативного обучения, наибольшие трудности.

В процессе реализации кооперативного обучения учителям надо быть готовым к разрешению трудностей организационного характера. Так, отдельные члены групп могут опаздывать или вовсе отсутствовать на некоторых внеклассных встречах и совместных работах по выполнению домашних заданий и проектов. Могут возникать трудности и психологического характера, когда сильные по уровню обученности члены группы постоянно доминируют в обсуждениях, игнорируют мнения слабых или же отказываются помогать им. Это так называемые проблемы роста или трудности, связанные с групповой динамикой, становлением и развитием группы как единого целого. В каждом конкретном случае учителю необходимо терпеливо разъяснять принципы кооперативного обучения, проводить неформальные встречи с группами, испытывающими трудности, обращать внимание учащихся на положительные качества группы и отдельных ее членов, формировать психологическую совместимость.

Страницы: 1 2


Уроки применения знаний, умений и навыков
1.05. Докажите, что середины ребер АР, СР, ВС и АВ тетраэдра РАВС лежат в одной плоскости. Определите вид фигуры, вершинами которой служат эти точки (модификация задачи, приведенной в пункте 4.2.3). 1.06. Треугольник АВС лежит в плоскости α. Через его вершины проведены параллельные прямые, не лежащие в плоскости α. На них отлож ...

Дидактические материалы по теме «Параллельность в пространстве»
Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от умения учащихся самостоятельно получать и применять знания. Проблема методики формирования умений самостоятельной работы учащихся является актуальной для каждого преподавателя математики. Преподавание геометрии дает возможность в наибольшей степени развить у учащихся умен ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru