Методические основы проведения эксперимента

Страница 4

Представим результаты третьего этапа практической работы в диаграмме (рис. 2.3).

Рис. 2.3 Результативность обучения письму в 1 классе РСОШ (традиционная система).

Как видно, и в третьем классе в целом видно, что уровень овладения письмом у детей первого класса достаточно высок. Отрицательным моментом является тот факт, что по результатам исследования налицо факт отсутствия системности в обучению письму. Так, один и тот же ученик может не делать ошибок на орфографическую грамотность, однако в то же время может не владеть графическими приемами.

На рис. 2.4 представим сопоставительную диаграмму полученных результатов по трем классам, в которой будет видно, насколько отличаются результаты в каждом из классов.

Рис. 2.3 Результативность обучения письму

Как видно из результатов исследования, наиболее продуктивным и системным УМК по обучению письму в начальной школе является УМК по системе Н.Ф. Виноградовой.

Формирование прочных орфографических навыков у школьников – одна из основополагающих задач при обучении русскому языку, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

Этот процесс будет являться качественным при соблюдении условия осознанности в усвоении учебного материала, которая, в свою очередь, должна прочно основываться на определённых знаниях теории.

Парадокс не состыковки между знаниями правила учеником и применения его на практике знаком каждому педагогу, который пытается всеми возможными способами научить детей опознавать и выделять орфограммы, соотнося их с правилом. Такое умение формируется путём развития орфографической зоркости у учащихся. Данное умение и является основополагающим в обучении грамотному письму. По определению М.Р. Львова, «Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие)» (1, с. 39). Следовательно, для развития у учащихся орфографической зоркости, нужно создать такие условия, которые бы были способны обеспечить возможность научить детей находить большинство орфограмм, осознавать связь между отдельными правилами, усвоить способы самоконтроля ещё до того, как будет усвоена система лексических и грамматических значений слова.

Реализация данной возможности осуществима при фонематическом подходе в обучении русской орфографии, так как данный подход обеспечивает усвоение учащимися опознавательных признаков орфограмм на основе сопоставления звуков в слабой и сильной позиции.

«Усвоение фонематического принципа письма (на первоначальном этапе) и опирающегося на него способа орфографического действия предполагает выделение, анализ и обобщение ряда важных отношений в языке: между значением языковой единицы и её звуковой формой; между звуковой формой и фонемной структурой той же единицы; между фонемной структурой и буквенной формой» (2, с. 92).

Наиболее благоприятный период для начала этой работы, безусловно, период обучения грамоте (1 класс). Но именно здесь возникает ряд проблем, от решения которых зависит успешность всей работы. В чём же состоят эти проблемы?

1. «Фонетика» – один из наиболее трудных разделов русского языка, а стало быть, малоинтересный для детей.

2. Протяжённость его изучения в 1 классе – 7 месяцев (период обучения грамоте). Устная работа занимает 80 % от объёма урока.

3. Начало работы по ознакомлению с «Фонетикой» совпадает с адаптационным периодом первоклассников.

4. Уровень подготовки учащихся в одном и том же классе различный. Это значит и разный уровень восприятия учебного материала.

5. Осознание значимости данной темы детьми (мотивационная осознанность) – низкая или отсутствует совсем.

6. В учебниках («Букварь», «Азбука») отсутствуют дифференцированные задания. Принцип отбора содержания к уроку хаотичен.

7. Отсутствует системность отработки определённых навыков: выделение гласных, обозначение ударения, деления слов на слоги.

Проанализировав вышеуказанные проблемы, я поняла, что мне необходимо решить следующие задачи:

· определить «опорные рычаги» стимулирования внешней и внутренней мотивации учащихся на уроке;

· обеспечить игровую и познавательную направленность всех занятий;

· - перестроить систему работы на уроке с учётом принципов личностно – ориентированного обучения;

· добиться от учащихся наибольшего восприятия и репродукции учебного материала; способствовать творческому развитию детей;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Виды и формы обучения взрослых
Существуют следующие формы обучения взрослых: Классические курсы – форма дополнительного образования (обычно платная), при которой в течение заранее установленного количества часов слушатели получают знания, умения, навыки, качества в определённой сфере и на уровне, повышающем предыдущий уровень знаний слушателя в данной сфере или заклад ...

Практические рекомендации по организации логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием
Принимая во внимание выявленные особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием, нами был разработан ряд рекомендаций, направленных на развитие речевого дыхания у исследуемой категории детей и реализацию следующих задач: расширять физиологические возможности дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru