Принимая во внимание выявленные особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием, нами был разработан ряд рекомендаций, направленных на развитие речевого дыхания у исследуемой категории детей и реализацию следующих задач:
расширять физиологические возможности дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания);
вырабатывать спокойный и короткий вдох и плавный и более длительный выдох;
развивать фонационный (озвученный) выдох;
развивать речевое дыхание в процессе произнесения слогов, слов, фраз, текстов.
Данные рекомендации были разработаны на основе трудов И.Г. Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской, Л.И. Беляковой, Н.Н. Гончаровой, Т.Г. Шишковой, А.Н. Стрельниковй, А.И. Максакова, З.В. Савковой, Е.Е. Шевцовой, Е. Янушко.
Используя методику Л.И. Беляковой, Н.Н. Гончаровой и Т.Г. Шишковой, мы выделили следующие виды логопедической работы по развитию речевого дыхания [13, 46]:
дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна;
дыхательные и звукодыхательные игры, как фрагмент образовательной деятельности;
звукоречевые игры как фрагмент образовательной деятельности;
звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент прогулки;
голосовые упражнения и исполнение песен в процессе музыкальной деятельности;
дыхательные игры в процессе самостоятельной деятельности детей.
При выполнении дыхательных игр и упражнений необходимо выполнять следующие требования [29, 34, 47]:
не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
температура воздуха должна быть на уровне 18-20°С;
одежда не должна стеснять движений;
не заниматься сразу после приема пищи;
не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;
упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью;
постоянно контролировать и наблюдать за ходом выполнения упражнения;
необходим постоянный повтор упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания;
не переутомлять ребенка;
следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз;
все дыхательные движения должны проводиться плавно, под счет или под музыку.
Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка должно осуществляется в двух аспектах [48]:
участие в процессе коррекции разных специалистов: логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателя;
использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (в том числе и в домашних условиях): в процессе образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого (педагога, родителя) и ребенка, на прогулках.
Оборудование для развития дыхания является частью предметно-развивающей среды логопедических кабинетов, музыкального и спортивного залов, групповых комнат.
Логопедическую работу по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием мы рекомендуем разделить на пять этапов, которые должны проходить в строгой последовательности:
Первый этап. Подготовка к развитию грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания по традиционной методике.
Целями работы на данном этапе являются улучшение функции внешнего дыхания ребенка, а также развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
Основные рекомендации по проведению дыхательных игр и упражнений на логопедических занятиях по реализации поставленных целей заключаются в следующем:
формировать у детей знания о необходимости дышать носом, не поднимая плеч при вдохе, при активном участии в процессе дыхания живота;
развивать у детей навыки носового дыхания и первичных приемов дыхательной гимнастики, которые являются подготовкой к развитию грудобрюшного типа дыхания;
учить ребенка дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, для усиления глубины вдоха перед ноздрями ребенка создавать «веер воздуха»;
упражнения выполнять последовательно, вначале лежа, затем сидя и стоя;
продолжительность этапа регламентируется результатами работы (длиться столько, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания);
сформированность грудобрюшного типа дыхания определяется визуально и тактильно (с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребенка);
поддерживать активное внимание дошкольников во время проведения занятий, которое сосредотачивается не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы, т.е. на ощущениях сокращений этой мышцы;
упражнения можно проводить пред зеркалом;
соблюдать регулярность и этапность работы и постепенное усложнение предлагаемых заданий [13, 23, 47, 48].
Длительность дыхательных упражнений на первых занятиях составляет 30–45 секунд, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Упражнения выполняют 5–6 раз. В дальнейшем в течение дня упражнения необходимо повторять 2–3 раза по 2 минуты за прием. Если упражнение вызывает головокружение, то продолжительность сокращается до 15–20 секунд.
Понятие исследовательской деятельности, ее особенности в
младшем школьном возрасте
Исследовательскую деятельность учащихся следует понимать как совокупность действий поискового характера, ведущую к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности, порождаемых в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящихся на базе исследовательского поведения. В роли этог ...
Историческая значимость социологии как науки
Простое указание на то, что социология - это наука об обществе, ещё не даёт ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом социологическом способе изучения общества. Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включённость в группу и зависимость от о ...