Практические рекомендации по организации логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Структура образования » Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием » Практические рекомендации по организации логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Страница 3

обучать детей не выдыхать весь воздух полностью, а сохранять небольшой запас в легких;

развивать навык выдыхать воздух естественно, экономно, без усилий, не форсируя дыхание;

следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди, чтобы плечи не поднимались при вдохе;

следить за тем, чтобы дети дышали свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;

во время упражнений педагог использует свою руку для указания детям, когда и как производить вдох и выдох: вначале руку быстро поднять вверх, что служит сигналом пары «быстрых вдохов», затем в процессе проговаривания звуков – медленно опустить;

вначале применяются игры и упражнения, в которых тянутся гласные звуки с изменением силы голоса, с разной интонацией: [а], [о], [у], [и], [э], затем – согласные звуки (сначала выдох делается на глухих согласных: [ф], [с], [ш], [х]);

для упражнений необходимо брать только те звуки, которые дети правильно произносят;

постепенно наращивать количество звуков, произносимых на одном выдохе (сначала – один, потом – два и т.д.);

продолжительность выдоха регулируется самим ребенком;

этот этап работы может проводиться в период молчания или охранительного речевого режима во время коррекции заикания [13, 34, 44, 48].

Звуковые дыхательные упражнения могут выполняться ребенком ежедневно, как элемент зарядки в детском саду и дома. Эти игры могут быть включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения. В ходе работы происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. В течение одного занятия каждое упражнение необходимо повторять 3–4 раза с обязательной паузой между ними на протяжении одной-двух недель. Общая продолжительность гимнастики 5–6 минут. Постепенно у детей образуется условно-рефлекторная связь между началом вдоха и движением руки педагога вверх. В дальнейшем быстрое движение руки вверх воспринимается детьми как невербальная инструкция к выполнению быстрого вдоха.

Рекомендуемые игры и упражнения отражены в приложении (приложение Д): «Пой со мной», «Звуки вокруг нас», «Пропоем звук [л]», «Паровоз», «Большой и маленький медвежонок», «Волшебный язык», «Дует ветерок», «Лесная азбука», «Комар», «Жуки», «Рычалка», «Мычалка», «Сдуй шарик» и др. [13, 34, 48, 50].

Четвертый этап. Развитие речевого дыхания.

Целью работы является развитие собственного речевого дыхания – правильного сочетания вдоха и выдоха во время произнесения слогов, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

Этот этап является базовым в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания. Основные рекомендации по проведению дыхательных игр и упражнений на логопедических занятиях по реализации поставленных целей заключаются в следующем:

работа проводится последовательно: сначала осуществляется распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха;

распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки, что необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи – синтагмы;

на первых занятиях данного этапа активно используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало короткого и резкого вдоха через рот;

сокращать количество инструкций по мере того, как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью;

приступать к развитию собственно речевого дыхания только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох, то есть достаточно развито физиологическое дыхание;

обучать детей в процессе выдоха плавно произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.

вначале для упражнений берутся только слоги со звуками, хорошо произносимыми детьми (ма-мо-му-мы-мэ; на-но-ну-ны-нэ);

затем дети «поют» двусложные слова (ма-ма; ми-ла; мы-ла и др.), трехсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки), двухсловные и трехсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу);

для игр и упражнений можно использовать схемы-модели фраз – «вагончики»;

постепенно происходит усложнение игр и упражнений: предлагать детям не просто повторять фразу совместно с педагогом или вслед за ним по данному образцу и схеме, а самостоятельно заканчивать предложение, называя предъявленную предметную картинку;

все упражнения построены так, что вначале меняются только предметные картинки, позже меняются отдельные слова во фразе, а затем – фраза целиком [13, 34, 35, 42];

необходимо учесть, что усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, идет с разной скоростью при невротической и неврозоподобной формах заикания:

у детей с невротической формой заикания быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность предъявления заданий и длительность тренировок;

Страницы: 1 2 3 4 5


Основные методы и формы обучения в системе образовательных Интернет-ресурсов
Обращение к формам и методам обучения следует начать с определения понятий. В данной работе форма организации обучения рассматривается как способ существования его содержания, реализуемый через специально организованную деятельность учеников и преподавателя, и как структура общения их в учебном процессе. Формы определяют проектирование, ...

Исторические аспекты проблемы формирования у школьников готовности к самообразовательной деятельности
Проблема развития у школьников познавательной активности и самостоятельности издавна привлекала внимание ученых. Её изучали такие выдающиеся мыслители и педагоги, как Я.А. Коменский, Джон Локк, Ж.Ж. Руссо,И.Г.Песталоцци,А.Дистерверг. Педагоги прошлого возлагали большие надежды на активные методы обучения, на внесение в процесс обучения и ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru