Практические рекомендации по организации логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Структура образования » Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием » Практические рекомендации по организации логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Страница 2

На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры, отраженные в приложении (приложение Б): «Качели», «Бегемотик – 1», «Бегемотик – 2», «Зеркало», «Ныряльщики за жемчугом», «Дыхание». На этом же этапе проводится консультативно-просветительская работа с родителями. Пример консультации приведен в приложении (приложение В) [13, 33, 34,49].

Второй этап. Развитие грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания с использованием элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Целями работы являются дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, развитие умения осуществлять короткий, резкий вдох и плавный, длительный выдох, дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

Основные рекомендации по проведению дыхательных игр и упражнений на логопедических занятиях по реализации поставленных целей на данном этапе заключаются в следующем:

в процессе занятий формировать у детей знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох и о том, о силе выдоха, которую можно тренировать;

обучать детей приемам специальной дыхательной гимнастики, навыкам «быстрого вдоха» – короткого и резкого – через нос и плавного и длительного выдоха через рот, тренировать силу выдоха. По мнению А.Н. Стрельниковой [41] вдох необходимо произносить очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно:

необходимо научить детей «затаивать и прятать» дыхание;

при осуществлении «быстрого вдоха» прохождение воздуха через носовые ходы сопровождается наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке;

в упражнения активно включать работу всех частей тела (руки, ноги, голову, бедра, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.), что вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде;

для правильного понимания и усвоения детьми дыхательного упражнения по выработке навыка осуществлять подряд два «быстрых вдоха» можно использовать инструкцию: «Попробуем нюхать воздух так, как это делают животные, например: собаки – шумно и быстро. Их вдохи напоминают хлопки в ладоши – «нюх-нюх»»;

необходимо визуально и на слух (двойной шум) контролировать выполнение вдохов детьми;

привлекать внимание детей к движению ноздрей, т.е. к сокращению мышц, и двойному шуму;

выполнять упражнения помогает тактильный контроль: наматывание нитки на клубок; поднесение тыльной стороны ладони ко рту; движение руками по графическим схемам: горки, дорожки, спирали [8, 13].

формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе, учитывая следующие параметры [42, 44]:

выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;

выдох происходит плавно, а не толчками;

во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

выдыхать следует, пока не закончится воздух.

развивать способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

В ходе работы по этому направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Все упражнения на данном этапе работы ритмизованны. Каждое из них выполняется по 7–8 раз, после 3–5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5–6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется по одному [47].

На этом этапе рекомендуются следующие игры и упражнения на развитие «быстрых вдохов» – «Собачки», «Мышки», «Поиски зайчика», «Ушки», «Маятник», «Маршировка», «Обнимашки» и др. (приложение Г.1), а на выработку длительного неречевого выдоха – «Воздушный футбол», «Листопад», «Снегопад», «Кораблик», «Мой воздушный шарик», «Лети бабочка», «Ветерок», «Бульки», «Свистульки» и др. (приложение Г.2) [13, 38, 34, 41].

Третий этап. Развитие фонационного выдоха.

Целью работы на этом этапе является развитие фонационного (озвученного) выдоха. Внимание детей направляется не на «быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха. Особенностью работы является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

Основные рекомендации по проведению дыхательных игр и упражнений на логопедических занятиях по реализации поставленных целей на данном этапе заключаются в следующем:

познакомить детей со звуковыми дыхательными играми;

во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция по выполнению задания должна касаться только длительности произнесения звука;

обучать детей тянуть звуки без голоса или с голосом на выдохе, максимально долго;

развивать умение сочетать выдох с работой артикуляционного и голосового аппарата;

закреплять навык вдыхать воздух через рот и нос, а выдыхать только чрез рот;

Страницы: 1 2 3 4 5


Условия проведения интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста
При планировании и организации интегрированных занятий педагогу важно учитывать следующие условия: ● устранение умственной перегрузки дошкольников, постоянная смена методов и приемов работы с детьми; смена умственной нагрузки физической; ● проведение интегрированных занятий во избежание дублирования одного и того же программн ...

Диагностика особенностей развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальное диагностическое исследование проводилось на базе МОУ Глобицкая ООШ. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 6–7 лет. Исследование по развитию диалогической речи старших дошкольников проводилось нами в течение одного календарного года и состояло из трех этапов: 1 этап: констатирующий эксперимент. На данном э ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru