Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием

Структура образования » Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием

Дыхание – основа жизни. Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия. Оно выполняет очень важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма. Кроме своей основной физиологической функции – осуществления газообмена, дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речь, т.е. является одним из компонентов речевой деятельности.

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух. Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. В норме, у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание.

Нарушение речевого дыхания – один из постоянных признаков заикания. Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи попадает обычно на период интенсивного формирования речевой функции – на возраст детей от 2 до 6 лет. В связи с этим Ю.А. Флоренская назвала такое нарушение эволюционным заиканием, а К.П. Беккер, М. Совак, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова – заиканием развития. Нарушение речевого дыхания у детей с заиканием настолько сильно выражено, что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции [1]. Существует мнение, что заикание возникает на почве неправильного дыхания. Н.И. Жинкин полагал, что нарушение дыхания и приводит к заиканию. В связи с этим особым разделом работы с детьми с заиканием является постановка правильного дыхания [2].

Логопедическая работа, направленная на коррекцию заикания у детей включает в себя, как обязательное звено, развитие речевого дыхания (И.Г. Выгодская, Е.А. Пеллингер, Л.П. Успенская, Л.М. Крапивина, Е.Ф. Pay и многие другие). В то же время многие отмечают, что развитие речевого дыхания с использованием существующих упражнений – процесс длительный, а эффект неустойчивый, дети плохо используют навыки, полученные в ходе проведения дыхательных упражнений [1].

В практике коррекции голосовых нарушений и терапии болезней дыхательных путей популярной является методика А.Н. Стрельниковой, однако попытки применить ее в работе с детьми с заиканием немногочисленны. Для детей дошкольного возраста с заиканием методически она не разработана. В то же время анализ теоретических и методических работ позволяет считать целесообразным использование некоторых положений парадоксальной дыхательной методики А.Н. Стрельниковой для увеличения объема воздуха в легких и развития диафрагмального типа дыхания, автоматизированность которого, должна предшествовать развитию речевого дыхания [3].

Недостаточная разработанность проблемы коррекции нарушений речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием вызвала необходимость написания данной работы.

В рамках данной проблемы выбрана тема: «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием в процессе логопедической работы».

Объект исследования: речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием.

Предмет исследования: содержание логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием.

Цель исследования состоит в разработке практических рекомендаций по проведению логопедической работы, направленной на развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

раскрыть теоретические аспекты развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием и с нормальным речевым развитием;

описать основные направления логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием;

экспериментально выявить особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием;

определить этапы и содержание логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием.

Для решения поставленных цели и задач были подобраны комплексы различных методов: библиографический метод (анализ теоретических источников по проблеме исследования); эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов исследования); биографический (анализ анамнестических сведений, изучение медико-педагогической документации).

Практическое значение данной работы состоит в том, что предложенные нами рекомендации могут способствовать развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием, а, следовательно, развитию плавности речи и повышению эффективности логопедической работы в целом.


Задачи и содержание работы по умственному воспитанию дошкольников
Умственное воспитание - целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает про ...

Исследование основных характеристик курильщика
Мы провели исследование, как младшие школьники знают о вреде курения. Для этого мы составили тест из 10 вопросов и провели его в 3 "Б" классе. Вопросы: Одна из главных причин, почему подростки курят - это чтобы "быть как все". Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы, в результате пассивного кур ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru