В клинической картине заикания присутствует расстройство дыхания.
Физиологическое дыхание детей дошкольного возраста с заиканием имеет свои особенности. Оно, как правило, аритмичное, поверхностное, верхнереберного типа, характеризуется неравномерностью, прерывистостью и кратковременными остановками. При этом ритм дыхания недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы [32].
Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У детей дошкольного возраста с заиканием эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова в своих исследованиях указывали, что нарушение речевого дыхания у заикающихся детей настолько сильно выражено, что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции [13].
Еще в середине XIX века первым исследователем влияния дыхания на заикание был Бонне. Он научно доказал симптологическое значение дыхательных расстройств при заикании. Бонне назвал такие расстройства спазмодическими сокращениями, указал на их непроизвольность, а также, что они имеют такое же значение, как артикуляторные судороги [22].
Дыхательные движения нарушаются очень заметно и многие дети с заиканием испытывают трудности в голосоподаче. Дети с заиканием чрезмерно расходуют воздух. У них отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Некоторые из них выдыхают часть воздуха перед фонацией (голосоподачей), другие растрачивают воздух при преодолении препятствий, создающихся в органах речи. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Особенно заметен расход воздуха при тоническом заикании, когда нередко выдыхается большая часть воздуха, прежде чем образуется голос, и ребенок после этого говорит только на остаточном воздухе. У заикающихся детей дыхание поверхностное, следовательно, большое значение имеет вентиляция легких. При клонусах выдыхательные движения беспрестанно прерываются быстрыми, короткими, как бы вдыхательными движениями. Тонусы и клонусы часто сочетаются [19, 33].
Перед вступлением в речь заикающиеся дети делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Речь детей с заиканием порой неожиданно прерывается, и в середине слова делается судорожный вдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе [18, 19].
Часто дети с заиканием говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» – речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становиться «задавленной», т.к. используется остаточный воздух [33, с. 50].
В исследованиях Ф.А. Рау отмечено, что в отношении дыхания у заикающихся детей наблюдаются два резких уклонения от нормального речевого дыхания. Во-первых, утечка воздуха вначале, середине и конце слова (ребенок предпосылает слову или вставляет в него придыхательный звук вроде «х» или немецкого «h». А во-вторых, речь при вдохе (инспираторная речь или речь на инспирации), при которой ребенок говорит в то время, когда вдыхает. При первом и втором видах дыхательного расстройства речь ребенка часто сводится к хрипоте и шепоту [15, с. 16].
Описание методики театральной деятельности,
используемой в эксперименте
В исследовании использовалась методика А.П. Ершовой «Уроки театра на уроках в начальной школе». Выбор именно этого методического инструмента обусловлен большим опытом апробации описанных в ней средств на практике, положительные отзывы педагогов, работающих в младшей школе. Помимо данной методики в работе использовались сценарии театрализ ...
Обучающие игры
Эмоционально-выразительные показы простых и понятных жизненных ситуаций (кормление кукол, мишки, езда на лошадке, машинке и др.) вызывают у детей интерес, желание воспроизвести увиденное. Вместе с тем в инсценировках воспитатель вычленяет самое главное в тех событиях, наблюдателем и участником которых был ребенок, закрепляет полученный в ...