Основные направления логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Структура образования » Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием » Основные направления логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Страница 1

Работа по развитию речевого дыхания является важным разделом в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с заиканием.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Вопросами коррекции заикания занимались многие специалисты (Р.М. Боскис, Н.А. Власова, Е.Ф. Рау, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Р.Е. Левина, Н.И. Жинкин, А.И. Богомолова, А.Г. Шембель, С.С. Ляпидевский и др.). И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская в своих работах большое внимание уделяли вопросам развития речевого дыхания [33, 35].

В своей монографии Селиверстов В.И. отметил, что еще Демосфен, у которого было заикание, в речевых упражнениях большое значение придавал развитию дыхания, стараясь подчинить его своей воле и контролю. С этой целью максимально задерживал его, произносил длинные фразы на одном выдохе, громко декламировал стихи, взбираясь на крутые подъемы. Чтобы развить силу и координацию мышечных движений речевого аппарата, он усложнял их тем, что при речевых упражнениях держал во рту мелкие камешки [28, с. 183].

Различные занятия по развитию речевого дыхания с детьми с заиканием, по мнению В.И. Селиверстова, основываются на основных дидактических принципах, адаптированных к детям с речевым нарушением: научности и доступности, сознательной активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой, индивидуализации и коллективности. Групповые, коллективные занятия с заикающимися детьми оправдали себя многолетней практикой. Индивидуальный подход в логопедической работе выражается, прежде всего, в тщательном изучении каждого ребенка с заиканием перед началом и в процессе работы с ним и в выборе средств коррекционно-воспитательной работы в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей. Дидактический принцип систематичности и последовательности предполагает в процессе внедрения знаний, развития навыков и умений делать это не сразу, не в один прием, во всем объеме и со всеми деталями, а постепенно, последовательно, что обеспечивает посильность их усвоения детьми. Реализация этого дидактического принципа, согласно которому освоение нового подготавливается предшествующим, делает процесс обучения непрерывным, осуществляемым без скачков. Систематичность и последовательность занятий обеспечивает прочность воспитываемых навыков правильной речи, дыхания у детей с заиканием. В логопедической работе по развитию речевого дыхания с данным речевым нарушением реализация дидактического принципа сознательности и активности занимает одно из ведущих мест. Без сознательного и, тем более, активного участия заикающегося ребенка в процессе преодоления у него заикания практически невозможно говорить о каких-либо положительных результатах логопедической работы. За редким исключением, дети с заиканием уже с дошкольного возраста осознают свой недостаток, стесняются его, переживают, по-разному маскируют или пытаются преодолеть, чувствуют свою неполноценность, ущемленность. Поэтому цель занятий состоит не только в преодолении самого нарушения дыхания и его проявлений, но и в коррекции связанных с ним особенностей поведения и личности самого ребенка, в необходимости перестройки его отношения к себе, к своему дефекту, к оценкам окружающих. На занятиях по коррекции речевого дыхания с детьми с заиканием необходимо использовать разнообразные наглядные пособия и технические средства обучения. Дидактический принцип прочности требует, чтобы знания, умения и навыки, приобретаемые заикающимися детьми на занятиях, были прочными и обладали свойством воспроизведения и применения в различных ситуациях. Не менее существенным принципом является мотивированность обучения. Каждый ребенок должен понимать необходимость занятий. Следует помнить, что, говоря о мотивированности коррекции нарушенной функции, мы одновременно решаем проблему профилактики нарушений дыхания в будущем. Мотивация обучения позволяет последовательно и систематично усложнять конкретные педагогические задачи, которые не всегда одинаково интересны для ребенка. Они могут быть слишком просты и поэтому неинтересны или настолько сложными, что, пытаясь их решить, обучающийся понимает, что это ему не по силам, что в свою очередь вызывает отчаяние и мешает восстановительному процессу [21, 28, 31].

Логопедическая работа по развитию речевого дыхания должна строится с учетом данных полученных в результате комплексной оценки состояния дыхания и голосового аппарата.

При обследовании речи детей с заиканием, как указывал В.И. Селиверстов, необходимо обращать внимание на место, форму и частоту речевых судорог, на сохранные речевые возможности ребенка, на сопутствующие речевые и двигательные нарушения, на отношение ребенка к своему речевому дефекту и наличие психологических особенностей. Это необходимо для определения объема и направленности последующих речевых занятий по коррекции заикания и в частности, речевого дыхания. Место возникновения судорог (артикуляционных, дыхательных, голосовых, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно. В зависимости от полученных результатов этого обследования выбирается преимущественная направленность отдельных речевых упражнений. Так, например, при тонических судорогах артикуляционного характера преимущественно используются речевые упражнения с опорой на гласные звуки, упражнения на расслабление мышц речевого аппарата. При голосовых судорогах целесообразны речевые упражнения с гласными звуками, с разной громкостью их произнесения (от шепота к громкой речи) [28, с. 85].

Страницы: 1 2 3


Основные виды самостоятельной работы учащихся
Самостоятельные работы следует классифицировать по нескольким дидактическим признакам, характеризующим разные стороны одной и той же самостоятельной работы. 1. Самостоятельные работы различаются по их дидактической цели. Они могут быть направлены на: подготовку учащихся к восприятию нового материала; усвоение учащимися новых знаний; закр ...

Степенная функция с комплексным показателем
Рассмотрим функцию: (9) где есть натуральное число, большее единицы. Функция, обратная этой, есть (10) Функция имеет производную, отличную от нуля во всякой конечной точке плоскости, кроме начала координат. Следовательно, во всякой такой точке сохраняются углы при отображении с помощью функции . Посмотрим, как ведёт себя наша функция в о ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru