Основные направления логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Структура образования » Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием » Основные направления логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Страница 2

Задачами работы по развитию речевого дыхания являются [13, 36]:

формирование навыков правильного речевого дыхания;

укрепление мышц лица и грудной клетки;

улучшение функции внешнего (носового) дыхания;

развитие фонационного (озвученного) выдоха;

выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста;

профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;

повышение умственной работоспособности детей;

нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;

закрепление лексических тем и грамматических категорий;

стимуляция интереса к занятиям.

Эффективность логопедической работы достигается благодаря этапности, системности и концентричности в подаче материала. Работа по развитию речевого дыхания с детьми дошкольного возраста с заиканием должна проводиться в игровой форме, т.к. игра является для дошкольников основным видом деятельности. При выборе упражнений для реализации конкретных задач следует подбирать упражнения несколько более сложные, чем те, которые может выполнить дошкольник, но не настолько сложные, чем те, которые он и не пытается повторить (принцип развивающего обучения). Упражнения по развитию дыхания, органов артикуляции, формированию навыков голосообразования и голосоведения, расширению диапазона звучания постепенно усложняются на протяжении всего курса логопедических занятий [37, 38].

Основой для речевого дыхания является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох осуществляются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через слегка приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Важно приучать детей не задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе. Движение диафрагмы осуществляет естественный массаж всех органов живота [33, 39].

Диафрагмальное дыхание самое правильное и самое полезное, по сути, постоянно тренирует важные функции организма: сердечную, нервную, иммунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.) [13, 40].

В логопедической работе над речевым дыханием у детей используются элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Эта дыхательная гимнастика – создавалась как способ восстановления певческого голоса (А.Н. Стрельникова была оперной певицей). Стрельниковская гимнастика – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедра, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем, в том числе и в коррекции речевого дыхания при заикании [8, 41].

При формировании сильного плавного ротового выдоха необходимо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания [42].

Дыхание, голосообразование и артикуляция, как считали И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская, – это единые взаимообусловленные процессы, поэтому тренировку речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции необходимо проводить одновременно. Задания следует усложнять постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, слогах, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т.д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Необходимо следить, чтобы при вдохе поза у ребенка была свободной, плечи опущены. Артикуляция гласных и согласных звуков в каждом упражнении уточняется. Задания выполняются по 3–5 раз с паузами [33].

Страницы: 1 2 3


Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования
Профессиональная деятельность социального работника представляет собой систему последовательных этапов — определенный процесс. Здесь необходимо рассмотреть следующие проблемы: 1) понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса; 2) общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса. Понятие &quo ...

Понятие «темп речи» в различных аспектах изучения проблемы
Изучение литературы по лингвистике, психолингвистике, физиологии, медицине и логопедии показало, что темп речи слышащего человека довольно глубоко и разносторонне исследован (Жинкин Н.И., Архипов Г.Б., Выготский Л.С.). В зависимости от специфики той или иной области науки даются различные определения понятия «темп речи», раскрываются физ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru