Методические основы проведения эксперимента

Страница 1

Эксперимент проводился в трех классах разных школ, которые работают по разным образовательным моделям. В частности:

1а класс, школа № 11, учитель Головинская Ирина Александровна, система Виноградовой.

1б класс, Школа № 97, учитель Волченко Тамара Викторовна, система Эльконина-Давыдова.

1 класс, РСОШ, учитель Сорокина Ирина Анатольевна, традиционная система обучения.

Для проведения эксперимента, который будет характеризовать результативность обучения письму в разных образовательных системах, мы воспользовались методом тестирования.

В системе обучения письму в начальной школе давно разработан набор «инструментов» для отслеживания динамики роста и падений учащихся. К такому «инструментарию» можно отнести, прежде всего, разные виды проверочных работ и их цели.

Остановимся на одном из них – тестовой диагностической работе (ТДР). В определении А.Б.Воронцова, тестовые диагностические работы направлены на выявление освоения отдельных предметных операций с целью дальнейшей коррекции как со стороны учителя, так и самими учащимися. Такие работы проводятся дважды: на входе на этап решения частных задач и на выходе – перед созданием «ситуации успеха», открывающей следующий этап. Такой урок задает для каждого ученика свой «вектор» работы с данным понятием или способом.

Как правило, указанные работы проверяются учителем совместно с детьми (на входе) и учителем – на выходе.

Система таких ТДР от темы к теме, от класса к классу позволяет и учителю, и администрации школы видеть у каждого ребенка его проблемы в освоении знаний, его «точечные» затруднения для экстренной коррекции его действий, позволяет выявить, случайна ли ошибка, или у ребенка есть устойчивый пробел в данном действии. Как правило, такие работы проводятся после освоения учащимися определенных способов действий. Особенность этих работ в том, что учащемуся (либо учителю) искусственно приходится вычленять определенные этапы (операции) в своих действиях для «точечной» диагностики затруднений.

При использовании ТДР сразу видно, где у ребенка возникает трудность. Если, например, ребенок при сложении или вычитании допускает ошибки в записи разряда под разрядом, а остальные операции он совершает правильно, то нет смысла давать ему задания, которые охватывали бы весь операционный состав арифметического действия. Надо разбираться с первой операцией, вскрывать причину ошибки. У других детей возникают трудности в других операциях. Таким образом, реально в классе осуществляется индивидуальный подход – дети совместно с учителем, сгруппировавшись по типам ошибок, решают каждый свою задачу. После освоения этого способа через серию частных задач учитель дает повторную работу, где уже смотрится уровень освоения способа в целом. [2]

Преимущества перед традиционными методами контроля знаний:

1. Более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля. Обычно на оценку, полученную учащимися, влияют многие факторы: личность учителя и самого ученика, их взаимоотношения, строгость (лояльность) учителя. За один и тот же ответ разные учителя могут поставить разные отметки. При тестировании это исключается.

2. Оценка, полученная с помощью теста, может быть более дифференцированной.

3. Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий.

Но затруднительно проверяет углубленное понимание предмета, овладение стилем мышления.

Тестирование – завершающий этап во всей системе комплексного контроля.

Разновидности педагогических тестов:

1. Закрытые тесты (на вопросы дают готовые ответы: 4-5, один из них правильный) Выборочные.

2. Альтернативные (противоположные, надо подобрать ответ, как правило, 2, 3).

3. Тест-слияние (установить соответствие элементов одного множества элементам другого множества, один столбец от 2 до 5, второй в 2 раза больше)

4. Ранжирование (установление правильной последовательности действий: дается инструктаж для выполнения: установить правильную последовательность).

5. Тесты-дополнения (продолжить формулировку: « определение – это…»).

Количество тестов разных видов в книге Аванесова В.С. «Формы тестовых заданий».

Тесты различаются по показателям степени выявления итогов обученности:

1. Уровень различения – низшая ступень обученности (учащийся отличает данный объект, процесс, явление от аналога). Выражается это в том, что при предъявлении ему, например, правил орфографии, обучаемый может только отличать их друг от друга, но написать и объяснить их не может. Тесты первого уровня – закрытые (выборочные) или альтернативные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Описание экспериментальной базы и констатирующего эксперимента
Исследование проводилось на базе общеобразовательного учреждения школы №30 г. Красноярска. Цель исследования: определение степени влияния включения младших школьников в театральную деятельность на уровень их застенчивости. В эксперименте принимало участие 12 человек: 7 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 6 до 8 лет. Группа была собрана и ...

Основные принципы традиционного обучения
Процесс обучения основывается на принципах, выведенных из рассуждений и концептуального опыта, которые сформулировал Я.А. Коменский. Принцип научности(ложных знаний не может быть, могут быть только неполные) Принцип природосообразности (обучение определяется развитием (не форсируется) Принцип последовательности и систематичности(последов ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru