Система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

Структура образования » Система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. При общем недоразвитии речи нарушается не только формирование речевых средств, но и коммуникация в целом.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации логопедической работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей, возможностях их целенаправленного развития. Диагностика коммуникативной компетенции у детей как методологически, так и на практическом уровне почти не разработана.

Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. У таких детей, по данным Р.Е. Левиной, Б.М. Гриншпуна, С.Н. Шаховской, Л.Б. Халиловой, Т.Б. Филичевой, наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, спонтанное формирование речевых навыков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично. Это приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.

По мнению А.Г. Арушановой, А.Н. Корнева, именно общение детей со сверстниками является наиболее показательным с точки зрения коммуникативной компетентности. В формировании коммуникативной способности авторы выделяют два аспекта: овладение языком (то есть фактический компонент) и умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях (то есть прагматический компонент).

Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеется практическая необходимость в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие и активизацию коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи одной из основных логопедических задач является активизация речевой деятельности.

В связи с этим очевидна актуальность исследования особенностей общения детей с общим недоразвитием речи и изучение приемов и методов активизации речевой коммуникации этих детей на логопедических занятиях.

Цель

выпускной квалификационной работы заключается в разработке и апробации комплекса приемов и методов активизации речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи в ходе логопедических занятий.

Объектом

исследования являются логопедические занятия как основная организационная форма обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.

Предметом

исследования является активизация речевой коммуникации как одна из задач логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи.

Гипотеза:

Активизации речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи в ходе логопедических занятий, вероятно, будет способствовать,

· во-первых, подбор приемов и методов логопедического воздействия с учетом особенностей коммуникации со взрослыми и сверстниками у детей этой категории;

недоразвитие речь коммуникация логопедический

· во-вторых, создание ситуаций, повышающих мотивацию к речевому общению.

В соответствии с целью выпускной квалификационной работы устанавливаем следующие задачи:

1) проанализировать литературу по проблеме исследования;

2) провести экспериментальное исследование и проанализировать полученные результаты особенностей речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи;

3) разработать методику формирующего эксперимента в соответствии с результатами исследования и выявить ее эффективность в ходе апробации.

В процессе использовались следующие методы исследования:

анализ теоретических и практических данных, наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный).

Методологическую основу исследования составляют положения психологии и педагогики о ведущей роли общения в развитии личности ребенка, о значении различных видов детской деятельности в процессе становления коммуникативных умений и навыков, о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми и сверстниками.

Базой экспериментального исследования является дошкольное образовательное учреждение №1 "Ромашка" Железнодорожного района города Новосибирска.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка


Характер изменений представлений о семье у детской старшей группы
По результатам проведенной работы с детьми, педагогами и родителями можно сделать следующие выводы: 1. Дети знают и уверенно называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек. 2. Дети знают и называют слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, вн ...

Описание компетенции ПКНО-1
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО). Под компетенцией ПКНО-1 «способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, нап ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru