Развитие речевой коммуникации как одна из задач логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи

Структура образования » Система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях » Развитие речевой коммуникации как одна из задач логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи

Страница 1

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, для этого необходимо пользоваться ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. Под понятием активизация подразумевают побудить к активности, усиливая деятельность, оживить [39].

Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова [11] отмечают, что развитие речи делает возможным общение ребенка со взрослым, содержание которого не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Предметом общения могут стать такие явление и события, которые нельзя увидеть в данный момент. Это становится возможным благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Речь - особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В общей психологии речь определяется как исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения, т.е. как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвуют два субъекта - формирующий речевое высказывание и воспринимающий его.

Такие исследователи как Л.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя [15, 17, 29, 45] рассматривают речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целого акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в какую-либо неречевую деятельность. В своей работе И.А. Зимняя [17, с.28] писала, что "Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом)".

Речевая деятельность является основным и универсальным средством общения между людьми в человеческом обществе и одновременно - основным средством коммуникации. Термин "коммуникация" многозначен и определяется в исследованиях по-разному. В работах С.Л. Рубинштейна [44] под коммуникацией понимается сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания. И.А. Зимняя [16] считает, что коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. С.И. Ожогов, Н.Ю. Шведова [39] понятию коммуникация дают несколько определений: коммуникация - это путь сообщения, линия связи (специальное название); коммуникация - сообщение, общение (книжное название). Коммуникация может быть речевой и неречевой. Например, общение людей в ряде спортивных игр не обязательно включает вербальный компонент или включает его минимально (в виде возгласов: Пас! - Беру!). Не всякая физическая работа требует словесного общения: например, в цехах с высоким уровнем шума, приходиться обходиться без слов, но общение людей все же происходит (например, с помощью жестов).

Специфической особенностью речевой деятельности (отличающей ее от многих других видов деятельности человека) является два основных варианта реализации. Первым и основным из них является вариант осуществления речевой деятельности в форме речевой коммуникации, речевого общения; вторым - индивидуальная "внутренняя" речевая деятельность, формой реализации которой является внутренняя речь.

Речевая коммуникация происходит в рамках коммуникативной ситуации. Коммуникативная ситуация - это ситуация речевого общения двух и более людей.

Так же одной из специфических особенностей речевой деятельности является ее "биполярность": это тот вид деятельности, который всегда имеет два субъекта (два лица, ее осуществляющих). Первым из них является говорящий или пишущий, а вторым - слушающий или читающий. Первый субъект речевой деятельности в психолингвистике определяется понятиями передатчик, или агенс; второй субъект - как приемник, или реципиент. Следует отметить, что второй субъект речевой деятельности одновременно выступает и в качестве ее объекта: так, объектом речевой деятельности говорящего является слушающий, а речевая деятельность пишущего - читающий. Важно подчеркнуть, что второй субъект в процессе речевой коммуникации является столь же активным действующим лицом, что и первый. Его речевая деятельность, по определению И.А. Зимней [18], протекает как процесс "внутренней психической активности". Этот момент является достаточно очевидным исходя из того, что задачи, стоящие перед слушающим и читающим (полноценное восприятие и глубокий тщательный анализ получаемой информации и ответная интеллектуальная деятельность в виде создания умозаключения по поводу услышанного или прочитанного), требуют основательной мобилизации психической (интеллектуальной) деятельности реципиента.

Речевое общение осуществляется по законам того или иного языка, который представляет собой целостную систему фонетических (графических), лексических, грамматических и синтаксических средств и соответствующих им правил речевого общения (правил речевой коммуникации).

Страницы: 1 2 3 4 5


Формирование учебных групп на базе школы
Основным принципом формирования учебных групп является добровольность и самоопределение. Вступление в то или иное творческое объединение обуславливается, главным образом, наличием желания со стороны детей, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно влечет с учетом их потребностей и интересов. Численный со ...

Описание методики театральной деятельности, используемой в эксперименте
В исследовании использовалась методика А.П. Ершовой «Уроки театра на уроках в начальной школе». Выбор именно этого методического инструмента обусловлен большим опытом апробации описанных в ней средств на практике, положительные отзывы педагогов, работающих в младшей школе. Помимо данной методики в работе использовались сценарии театрализ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru