Развитие речевой коммуникации как одна из задач логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи

Структура образования » Система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях » Развитие речевой коммуникации как одна из задач логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи

Страница 5

· Высокий уровень. У ребенка почти нет проблем в понимании вопросов, он может поддерживать разговор на заданную тему, выражая свои мысли легко и свободно, использует широкий диапазон лексики при выражении своих мыслей, сложные предложения. Речевое поведение коммуникативно и когнитивно оправданно. Дошкольник может самостоятельно начать и закончить разговор, расспросить, дать информацию, побудить к действию, помочь собеседнику выразить свое мнение, спорить по различным вопросам и делать выводы; спонтанно реагировать на изменение речевого поведения партнера. Ребенок использует разнообразную лексику, демонстрирует хороший уровень понимания заданий, однако иногда приходится стимулировать речевую активность - повторять вопрос; повышать громкость голоса, замедлять темп речи.

· Средний уровень. Характерно общее понимание вопросов и желание участвовать в коммуникативно-речевых ситуациях, но при этом использует чрезвычайно упрощенные лексико-грамматические структуры для выражения своих мыслей. Он может определить необходимость той или иной информации и выразить свое мнение, используя простейшие языковые формы. У ребенка очень ограниченный лексический запас, который достаточен для обсуждения хорошо знакомой ситуации или темы. Требуются объяснения и пояснения некоторых вопросов. Ребенок часто делает неоправданные паузы и меняет тему беседы. Иногда нелогичен в своих высказываниях, часто сбивается на заученный текст, речевые шаблоны.

· Низкий уровень. Ребенок не может свободно вести беседу, лишь однословно отвечает на вопросы по очень простым бытовым темам, часто переспрашивает. Ответы его состоят из коротких фраз, в речевом высказывании используются заученные образцы. Ребенок владеет минимальным лексическим запасом, затрудняется коммуникативно приемлемо использовать его в ответе.

Анализируя контингент детей дошкольного возраста, страдающих недоразвитием речи, Б.М. Гриншпун [14] отмечает, что в отличие от нормально развивающихся детей, у которых в процессе речевого общения формируется речевая деятельность, опосредованная системой языковых знаков, у детей с недоразвитием речи в ходе их развития накапливаются лишь отдельные речевые действия и отдельные языковые знаки, что препятствует формированию языковой системы. Речь как средство общения у данного контингента спонтанно не формируется. Их элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения. Ввиду перечисленных причин основной задачей коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи, является формирование у них языковой системы и коммуникативных умений и навыков, активизация речевой деятельности.

Именно коммуникация, основным средством которой является речь, выступает важнейшим механизмом становления ребенка как социальной личности. В результате активного взаимодействия со взрослым у нормально развивающего ребенка появляется начальный репертуар коммуникативного поведения, развивается "коммуникативно-познавательный комплекс", обеспечивающий постепенное становление вербального и невербального компонентов коммуникации. Вербальные и невербальные средства коммуникации как части единой коммуникативной системы, развивающиеся в онтогенезе последовательно, а затем представляющие единство в целостной коммуникативной деятельности.

Анализ литературы свидетельствует о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи несформированность средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает все систему в целом. Недостаточность коммуникативной активности и возможностей затрудняет взаимодействие детей с общим недоразвитием речи с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность.

В программах обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи отмечено, что логопедическое воздействие на дошкольников с общим недоразвитием речи не ограничивается только формированием речевых средств высказываний, но требует воздействия на речевую деятельность в целом, в частности, в условии коммуникации со взрослыми и сверстниками, т.к. основной организационной формой логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения являются логопедические занятия, актуальной становится проблемой поиска путей решения этих задач на логопедических занятиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Педагогика и эвристика
Одной из основных целей общего образования является развитие системы познавательно-продуктивных качеств мышления, которые являются составляющими творческого потенциала и в совокупности определяют умение осуществлять эвристическую деятельность, одну из главных видов интеллектуальной деятельности человека. Между тем непосредственного отраж ...

Особенности образования взрослых
Образование взрослых отличается от образования несовершеннолетних, так как сам взрослый обучающийся отличается от невзрослого. Взрослый обучающийся в отличие от невзрослого: 1) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2) накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который ст ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru