Эксперименты, проводимые с животными, позволили выявить два важных процесса в научении: классическое и оперантное формирование условных рефлексов.
Формирование классического условного рефлекса в первую очередь связано с работами русского психолога и физиолога Павлова. Его классический эксперимент в этой области происходил следующим образом.
(а) Первая стадия — собаке, испытывающей голод (побуждение), показывают пищу (стимул). В пасти собаки выделяется слюна (ответная реакция). Наконец, собаке позволяют съесть пищу (закрепление).
(б) Вторая стадия — как и предыдущая, но когда собаке показывают пищу, звонит звонок.
(в) Третья стадия — пищу собаке уже не показывают, только звонит звонок. При звуке звонка пасть собаки наполняется слюной.
Таким образом, сейчас у собаки уже выработана условная реакция в ответ на новый стимул. Поскольку эта ответная реакция (выделение слюны) — рефлекторное действие, т.е. не поддающееся контролю сознания, оно называется условным рефлексом.
Проведением различных вариаций этого эксперимента Павлов сумел доказать, что собаки невосприимчивы к цвету, но могут отличить круг от эллипса.
Вполне возможно, что определенные предрассудки и страхи человека могут быть результатом классического процесса формирования условного рефлекса. Например, американский психолог сумел выработать у своего маленького сына ужас перед плюшевым медвежонком, поскольку всякий раз, когда медвежонок попадал в поле зрения ребенка, отец издавал громкий звук. Позже он устранил этот условный рефлекс путем закрепления ассоциации плюшевого медвежонка с любимым фруктовым желе сына. Хотя выработка классических условных рефлексов может способствовать развитию определенных личностных черт характера, оно имеет очень малое значение для обучения персонала в рамках промышленности и коммерции.
Состояние речевого дыхания у детей дошкольного возраста с
заиканием в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием
Изучение речевого дыхания у детей дошкольного возраста по существу определяет выбор средств и приемов дальнейшей логопедической работы, позволяет оценить ее результативность и дать рекомендации после ее окончания. С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения особенностей речевого дыхания у детей до ...
Особенности психического развития младших
школьников
Под развитием в психологии обычно понимается качественное изменение объекта. Когда говорится о норме развития, подразумеваются общепринятые уровни развития некоторых составляющих – интеллекта, мышления и др. психических функций, эмоционального развития, соответствующих возрасту ребенка. В психологии и педагогике существуют возрастные пер ...