Важнейшее требование к школе всех уровней и непременное условие научно-технического и социального прогресса - формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются разнообразные качества:
· быстрота ориентировки в изменяющихся условиях
· умение видеть проблему и не бояться ее новизны
· оригинальность и продуктивность мышления
· изобретательность
· интуиция и т.п.
то есть такие качества, спрос на которые очень высок настоящем и будет возрастать в будущем.
Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. Слово "проблема" мы употребляем как минимум в трех смыслах. Житейская проблема - это бытовое затруднение, преодоление которого очень актуально для человека, но которое нельзя решить с ходу с помощью тех возможностей, которыми человек располагает в настоящее время (предстоящее свидание породило проблему костюма). Научная проблема - это актуальная научная задача. И наконец, учебная проблема - это, как правило, проблема, уже разрешенная наукой, но для обучаемого она выступает как новая, неизвестная. Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.
В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):
1) создание проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;
3) решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;
4) проверка решения проблемы.
Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.
Для создания проблемной ситуации необходимо выполнение целого ряда условий (требований):
1) наличие проблемы;
2) оптимальная трудность проблемы;
3) значимость для учащихся результата разрешения проблемы;
4) наличие у учащихся познавательной потребности и познавательной активности.
Проблемные ситуации классифицируют по самым разным основаниям. Например:
· по направленности на поиск недостающего компонента (новых знаний, новых способов действия, новой области применения и т.д.);
· по области, из которой взята проблема (физические, химические, исторические и т.д.);
· по уровню проблемности (противоречия выражены слабо, остро, очень остро).
Однако наиболее употребительной в педагогической практике считается классификация по характеру и содержанию противоречия в учебной проблеме:
1) несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новой информацией;
2) многообразие выбора единственно правильного или оптимального варианта решения;
Зависимость структуры пространственного образа от его
функций в решении графических задач
Выше были рассмотрены условия, в которых осуществляется возникновение образа и оперирование им. Среди этих условий можно выделить следующие: характер наглядной основы, на которой образ впервые возникает; особенности графической задачи, определяющей требования к созданию образа и оперированию им. В процессе решения задач часто использует ...
Семья – как социальный институт и явление
общественной жизни
Семья играет огромную роль в становлении и развитии личности, оказывает существенное влияние на процессы, происходящие в обществе, необходима для нормального функционирования государства, поэтому проблемы семьи и семейных отношений изучают специалисты различных областей научного знания. Социология семьи, семейное право, демография изучаю ...