Продуктивные методы обучения

Страница 1

Важнейшее требование к школе всех уровней и непременное условие научно-технического и социального прогресса - формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются разнообразные качества:

· быстрота ориентировки в изменяющихся условиях

· умение видеть проблему и не бояться ее новизны

· оригинальность и продуктивность мышления

· изобретательность

· интуиция и т.п.

то есть такие качества, спрос на которые очень высок настоящем и будет возрастать в будущем.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. Слово "проблема" мы употребляем как минимум в трех смыслах. Житейская проблема - это бытовое затруднение, преодоление которого очень актуально для человека, но которое нельзя решить с ходу с помощью тех возможностей, которыми человек располагает в настоящее время (предстоящее свидание породило проблему костюма). Научная проблема - это актуальная научная задача. И наконец, учебная проблема - это, как правило, проблема, уже разрешенная наукой, но для обучаемого она выступает как новая, неизвестная. Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.

В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):

1) создание проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

3) решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

4) проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Для создания проблемной ситуации необходимо выполнение целого ряда условий (требований):

1) наличие проблемы;

2) оптимальная трудность проблемы;

3) значимость для учащихся результата разрешения проблемы;

4) наличие у учащихся познавательной потребности и познавательной активности.

Проблемные ситуации классифицируют по самым разным основаниям. Например:

· по направленности на поиск недостающего компонента (новых знаний, новых способов действия, новой области применения и т.д.);

· по области, из которой взята проблема (физические, химические, исторические и т.д.);

· по уровню проблемности (противоречия выражены слабо, остро, очень остро).

Однако наиболее употребительной в педагогической практике считается классификация по характеру и содержанию противоречия в учебной проблеме:

1) несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новой информацией;

2) многообразие выбора единственно правильного или оптимального варианта решения;

Страницы: 1 2


Выявление уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста
Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности знаний по речевому развитию детей (5-6 лет) контрольной и экспериментальной групп. Задачи: Учитывая возрастные особенности детей подобрать диагностируемый материал; На основе подобранной методики провести диагностику сформированности знаний по речевому раз ...

Модель проектного обучения
Данная модель сложилась на основе метода проектов, который возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дьюи предлагал ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru