Методические подходы к активизации речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи

Структура образования » Система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях » Методические подходы к активизации речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи

Страница 1

Работа по активизации речи в игровой деятельности и общении предполагает использование таких методик и приемов как драматизация, инсценировки, творческих сюжетно - ролевых игр, игр - импровизаций с правилами, направленных на дальнейшее осознание социального самого себя, на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе.

В сценариях широко практикуются совместное сочинение рассказов и сказок детьми, а также высказывание из личного опыта как развернутые реплики в диалоге. Для такой "диалогической" организации обучения рассказыванию можно использовать все функциональные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), все виды рассказывания (устный рассказ, игры - драматизации, инсценировки и т.п.).

Игра-драматизация создает особенно благоприятные условия для развития репродуктивной речи (пересказа), поскольку в ней речевая задача воспроизведения текста автора облекается в игровую форму с коммуникативной и игровой мотивацией деятельности. В качестве текстовой основы в таких играх могут выступать сказки, потешки, а также собственные сочинения педагога и детей по типу пластических этюдов.

Относительно новым для методики развития диалогической речи является метод организации деятельности кооперативного типа. Ведущим видом совместной деятельности детей является игра. По данным Р.А. Иванковой [20], в совместных играх детей речь выполняет две основные функции: одна из них - средство согласования действий партнеров по ходу игры, другая - средство обозначения игровых действий и предметов в самой игре, средство разыгрывания ролевых диалогов. Но игра выступает не как средство развития диалогической речи, а как условие и как результат саморазвития коммуникативной компетенции детей.

В сценариях активизирующего общения широко используются рисование и аппликация, например, в игре "Запомни и нарисуй", когда дети схематично изображают фрукты, овощи, предметы, обозначаемые многозначным словом, и т.п. Здесь рисование выступает как средство построения схемы и предстает вне рамок художественной деятельности, "утилитарно". При этом дети пользуются навыками, полученными на занятиях изобразительной деятельностью.

В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются задачи коммуникативного развития детей, но при этом целью педагога является пробуждение собственной речевой активности ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми - детской языковой и коммуникативной самодеятельности. Взрослый организует деятельность детей, и в процессе ее дети учатся, но при этом деятельность не выступает как форма обучения - это может быть досуг, развлечение и т.п.

Также в сценариях широко используется прием схематического изображения структурных частей рассказа, потешки, скороговорки, которые выступают как основа для коллективного рассказывания. Как правило, это трехчастные схемы, задающие структуру текста: начало, середину, конец.

Эффективным методом развития и активизации диалогической речи является словесная дидактическая игра с парным взаимодействием. Такие игры могут быть организованы как часть сценария активизирующего общения или как самостоятельная форма во время, отведенное для детских игр.

В дидактических играх парами имеется два пласта содержания: предметно-содержательный и коммуникативный [2]. Предметным содержанием игр парами может служить любая задача лексико-грамматического, фонетического плана (формирование обобщающих наименований, освоение грамматических форм, развитие фонематического слуха и др.). Коммуникативное содержание связано с формированием "диалогических отношений". Реализуется коммуникативное содержание игры через выполнение правил: уже сказанное не повторять, дополнять высказывания партнера (игры "Какой, какая, какое", "Найди больше" и другие, в которых дети подбирают слова с заданным звуком, подбирают родовые наименования к видовым и т.д.).

Страницы: 1 2


Методика исследования словообразования глаголов
При разработке методики исследования мы опирались на методические разработки Р.И. Лалаевой [21], Р.Е. Левиной [34], Л.И. Ефименковой [8], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [48]. Методика исследования направлена на исследование словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи в импрессивной и экспрессивной речи по сравнению ...

Описание экспериментальной базы и констатирующего эксперимента
Исследование проводилось на базе общеобразовательного учреждения школы №30 г. Красноярска. Цель исследования: определение степени влияния включения младших школьников в театральную деятельность на уровень их застенчивости. В эксперименте принимало участие 12 человек: 7 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 6 до 8 лет. Группа была собрана и ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru