Методика исследования словообразования глаголов

Страница 1

При разработке методики исследования мы опирались на методические разработки Р.И. Лалаевой [21], Р.Е. Левиной [34], Л.И. Ефименковой [8], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [48].

Методика исследования направлена на исследование словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи в импрессивной и экспрессивной речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. Методика исследования составлялась с учетом особенностей словообразования глаголов, и направлена на исследование префиксального способа словообразования (с противоположным значением, со значением приближения, удаления, пересечения), понимания и употребления возвратных глаголов, словообразования глаголов от имен существительных, прилагательных. Методика исследования состояла из семи заданий.

1. Образование приставочных глаголов противоположного значения.

Цель: выявить возможности словообразования и дифференциации противоположных по значению глаголов, образованных приставочным способом в экспрессивной и импрессивной речи.

Материалом исследования служат картинки, действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения: приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть.

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Ребенку предъявляются 2 картинки и предлагается показать соответствующую картинку. Дается, например, такая инструкция: "Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?".

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: " Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …

2.Образование глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо.

Цель: выявить возможности словообразования и дифференциации глаголов со значением приближения к чему-либо и удаления от чего – либо в экспрессивной и импрессивной речи.

Материалом исследования служат глаголы с приставками противоположного значения, обозначающие приближение или удаление. Картинки с изображением: подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция: Ребенку предлагается пара картинок, например: "Птичка подлетает к клетке" и "Птичка отлетает от клетки". Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: "Где птичка отлетает от клетки?", "Где птичка подлетает к клетке?"

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция: В начале исследования формируется ориентировка в задании. Ребенку предлагаются картинки, например, "Птичка, подлетает к клетке" и "Птичка отлетает от клетки". Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение "Птичка подлетает (приближается) к клетке". Затем показывает вторую картинку. "А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки". А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначает приближение к чему-либо и удаление от чего-либо". Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения по содержанию картинок:

- Самолет к башне … от башни…

- Змея к ущелью … от ущелья …

- Мальчик к реке … от реки …

- Лодка к берегу … от берега …

- Машина к дому … от дома…

- Мальчик к дереву … от дерева …

3. Исследование образования глаголов со значением пересечения пространства или предмета.

Цель: исследовать возможности словообразования и дифференциации глаголов со значением пересечения пространства или предмета в экспрессивной и импрессивной речи.

Материал исследования: картинки и слова (лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать).

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается пара картинок, например, "Мальчик, идет к мостику", "Мальчик переходит мостик". Экспериментатор задает вопросы: "Где мальчик переходит мостик?", "Где мальчик идет к мостику?". Далее предлагаются следующие пары картинок и задаются аналогичные вопросы.

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании. Ребенку предлагается пара картинок, например, "Мальчик идет к мостику", "Мальчик переходит мостик". Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. "На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то". Ребенку предлагается дополнить следующие предложения:

Страницы: 1 2


Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества старших дошкольников через серию занятий по обучению рисованию
Задача воспитателя дошкольного учреждения - озарить душу ребенка пламенем творчества и сделать этот пламень «вечным двигателем» восхождения к совершенству, правом выразить в слове свою неповторимость. У М.Пришвина мы читаем: «Есть слова, которые, сцепляясь одно с другим, ведут как тропинки внутрь самого себя. Нужно целую вселенную в себе ...

Механизм лечебного воздействия средств АФК в развитии мелкой моторики у детей с умственной отсталостью
Базовой целью любого дошкольного учреждения компенсирующего вида является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого воспитанника. Видение путей решения этих проблем во многом зависит от специфики отклонений в развитии ребенка. В одном случае интенсивные физические нагрузки показаны детям, в другом, на ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru