Методика исследования словообразования глаголов

Страница 1

При разработке методики исследования мы опирались на методические разработки Р.И. Лалаевой [21], Р.Е. Левиной [34], Л.И. Ефименковой [8], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [48].

Методика исследования направлена на исследование словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи в импрессивной и экспрессивной речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. Методика исследования составлялась с учетом особенностей словообразования глаголов, и направлена на исследование префиксального способа словообразования (с противоположным значением, со значением приближения, удаления, пересечения), понимания и употребления возвратных глаголов, словообразования глаголов от имен существительных, прилагательных. Методика исследования состояла из семи заданий.

1. Образование приставочных глаголов противоположного значения.

Цель: выявить возможности словообразования и дифференциации противоположных по значению глаголов, образованных приставочным способом в экспрессивной и импрессивной речи.

Материалом исследования служат картинки, действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения: приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть.

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Ребенку предъявляются 2 картинки и предлагается показать соответствующую картинку. Дается, например, такая инструкция: "Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?".

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: " Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …

2.Образование глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо.

Цель: выявить возможности словообразования и дифференциации глаголов со значением приближения к чему-либо и удаления от чего – либо в экспрессивной и импрессивной речи.

Материалом исследования служат глаголы с приставками противоположного значения, обозначающие приближение или удаление. Картинки с изображением: подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция: Ребенку предлагается пара картинок, например: "Птичка подлетает к клетке" и "Птичка отлетает от клетки". Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: "Где птичка отлетает от клетки?", "Где птичка подлетает к клетке?"

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция: В начале исследования формируется ориентировка в задании. Ребенку предлагаются картинки, например, "Птичка, подлетает к клетке" и "Птичка отлетает от клетки". Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение "Птичка подлетает (приближается) к клетке". Затем показывает вторую картинку. "А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки". А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначает приближение к чему-либо и удаление от чего-либо". Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения по содержанию картинок:

- Самолет к башне … от башни…

- Змея к ущелью … от ущелья …

- Мальчик к реке … от реки …

- Лодка к берегу … от берега …

- Машина к дому … от дома…

- Мальчик к дереву … от дерева …

3. Исследование образования глаголов со значением пересечения пространства или предмета.

Цель: исследовать возможности словообразования и дифференциации глаголов со значением пересечения пространства или предмета в экспрессивной и импрессивной речи.

Материал исследования: картинки и слова (лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать).

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается пара картинок, например, "Мальчик, идет к мостику", "Мальчик переходит мостик". Экспериментатор задает вопросы: "Где мальчик переходит мостик?", "Где мальчик идет к мостику?". Далее предлагаются следующие пары картинок и задаются аналогичные вопросы.

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании. Ребенку предлагается пара картинок, например, "Мальчик идет к мостику", "Мальчик переходит мостик". Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. "На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то". Ребенку предлагается дополнить следующие предложения:

Страницы: 1 2


Характеристика детей дошкольного возраста с заиканием
Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. По мнению большинства учёных, заикание – это не только расстройство речевой функции. В проявлениях з ...

Основные методологические подходы в педагогике
Подход-это совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, побуждении к чему-нибудь. 1. Системный подход Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание о ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru