Методика проведения логопедических занятий в рамках формирующего эксперимента

Страница 1

Для проведения формирующего эксперимента группа детей с общим недоразвитием речи была разделена на экспериментальную и контрольную, с учетом примерного равенства в результатах констатирующего эксперимента. При разработке методики формирующего эксперимента мы исходили как из результатов экспериментального исследования, так и из анализа психолого-педагогических подходов к проблеме активизации речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи. Были разработаны рекомендации для воспитателей по развитию общения детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе в условиях разных форм деятельности (см. Приложение 6). Эти рекомендации были реализованы воспитателями при работе с детьми, входящих в экспериментальную группу. Основное внимание в этих рекомендациях уделялось формированию невербальных средств обучения и установления эмоционального контакта.

Была проведена консультация для воспитателей и педагогов дошкольного образовательного учреждения в рамках которой были отмечены те особенности поведения и коммуникации взрослых, которые способствуют повышению речевой и неречевой активности детей в общении (см. Приложение 7).

Логопедические занятия организовывались с учетом предпочитаемой формы общения детей с общим недоразвитием. Логопедические занятия в рамках эксперимента проводились по перспективному плану логопедической работы с учетом программы обучения и воспитания. Но для решения задач логопедических занятий с детьми экспериментальной группы создавались те же условия. Формирующий эксперимент проводился с января по март. Тематическое планирование логопедических занятий в рамках формирующего эксперимента представлено в таблице 6.

Таблица 6

Тематическое планирование логопедических занятий в рамках формирующего эксперимента

Темы занятий

Цели и задачи занятий

1

2

Январь

3 неделя

"Мебель"

Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели, ее частей;

Расширять и уточнять словарь по теме;

Образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в форме именительного и родительного падежей множественного числа;

Закреплять понимание смысловой стороны простых и сложных предлогов, правильное употребление их в речи.

Воспитывать уверенность детей в коммуникативной деятельности.

4 неделя

"Транспорт"

Закреплять знания детей о водном, воздушном и подземном транспорте и профессиях людей, работающих на транспорте;

Образовывать согласования имен существительных с именем прилагательным в роде и числе;

Расширять и уточнять словарь по теме;

Формировать навык словообразования существительных путем сложения основ;

Формировать навыки речевого общения со сверстниками.

5 неделя

"Профессии"

Формировать представления о необходимости и пользе труда взрослых;

Закреплять в речи существительное с обобщающим значением профессии;

Формировать навык образования существительных от глаголов;

Расширять и уточнять словарь по теме;

Воспитывать познавательный интерес.

Февраль

1 неделя

"Животные холодных стран"

Закреплять представления о животных холодных стран;

Расширять и уточнять словарь по теме;

Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать формы имен существительных в винительном падеже);

Упражнять детей в суффиксальном словообразовании;

Формировать положительную мотивацию к речевому общению.

2 неделя

"Животные жарких стран"

Закреплять представления о животных жарких стран;

Расширять и уточнять словарь по теме;

Формировать навык правильного употребления существительных единственного числа творительного падежа;

Формировать навык правильного употребления приставочных глаголов;

Воспитывать познавательный интерес.

3 неделя

"Аквариумные и речные рыбы"

Обогащать и уточнять словарь по теме;

Уточнять переносное значение слов (золотая рыбка);

Упражнять в составлении рассказа - сравнения по плану;

Формировать навык словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами - ище, - ища;

Развивать фонематическое восприятие, навыков звукового анализа и синтеза;

Воспитывать уверенность детей в коммуникативной деятельности.

4 неделя

"День защитников отечества"

Обогащать и уточнять словарь по теме (прилагательных и глаголов);

Упражнять в составлении рассказа по теме; развитие связной речи;

Развивать зрительное и слуховое внимание;

Развивать фонематическое восприятие, навыков звукового анализа и синтеза;

Формировать навыки речевого общения со сверстниками.

Март

1 неделя

"Ранняя весна.

8 марта"

Обогащать и уточнять словарь по теме;

Закреплять названия весенних месяцев и признаки ранней весны;

Совершенствовать грамматический строй речи (употребление сложных предложений с союзом потому что);

Развивать связную речь;

Развивать зрительное и слуховое внимание;

Формировать положительную мотивацию к речевому общению.

2 неделя

"Домашние животные весной"

Обогащать и уточнять словарь по теме;

Закреплять знания о внешнем виде домашних животных;

Учить и закреплять образование прилагательных с существительными;

Воспитывать уверенность детей в коммуникативной деятельности.

3 неделя

"Дикие животные весной"

Обогащать и уточнять словарь по теме;

Закреплять знания о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах;

Упражнять в узнавании и назывании диких животных и их детенышей;

Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными;

Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах);

Формировать навыки речевого общения со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Описание выборки и хода эксперимента
Проведя анализ литературы по проблеме исследования, мы установили, что проблема изучения особенностей учебной деятельности детей с проблемами в развитии является актуальным вопросом. Эксперимент проводился в подготовительных группах ДОУ №11 Советского района г. Красноярска ДОУ №43 Советского района г. Красноярска. В эксперименте принимал ...

Организация работы социального педагога с неуспевающими детьми в условиях образовательного учреждения
Социальный педагог– это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность – общаться с семьей, «трудиться» на улице, г ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru