Методика проведения логопедических занятий в рамках формирующего эксперимента

Страница 1

Для проведения формирующего эксперимента группа детей с общим недоразвитием речи была разделена на экспериментальную и контрольную, с учетом примерного равенства в результатах констатирующего эксперимента. При разработке методики формирующего эксперимента мы исходили как из результатов экспериментального исследования, так и из анализа психолого-педагогических подходов к проблеме активизации речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи. Были разработаны рекомендации для воспитателей по развитию общения детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе в условиях разных форм деятельности (см. Приложение 6). Эти рекомендации были реализованы воспитателями при работе с детьми, входящих в экспериментальную группу. Основное внимание в этих рекомендациях уделялось формированию невербальных средств обучения и установления эмоционального контакта.

Была проведена консультация для воспитателей и педагогов дошкольного образовательного учреждения в рамках которой были отмечены те особенности поведения и коммуникации взрослых, которые способствуют повышению речевой и неречевой активности детей в общении (см. Приложение 7).

Логопедические занятия организовывались с учетом предпочитаемой формы общения детей с общим недоразвитием. Логопедические занятия в рамках эксперимента проводились по перспективному плану логопедической работы с учетом программы обучения и воспитания. Но для решения задач логопедических занятий с детьми экспериментальной группы создавались те же условия. Формирующий эксперимент проводился с января по март. Тематическое планирование логопедических занятий в рамках формирующего эксперимента представлено в таблице 6.

Таблица 6

Тематическое планирование логопедических занятий в рамках формирующего эксперимента

Темы занятий

Цели и задачи занятий

1

2

Январь

3 неделя

"Мебель"

Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели, ее частей;

Расширять и уточнять словарь по теме;

Образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в форме именительного и родительного падежей множественного числа;

Закреплять понимание смысловой стороны простых и сложных предлогов, правильное употребление их в речи.

Воспитывать уверенность детей в коммуникативной деятельности.

4 неделя

"Транспорт"

Закреплять знания детей о водном, воздушном и подземном транспорте и профессиях людей, работающих на транспорте;

Образовывать согласования имен существительных с именем прилагательным в роде и числе;

Расширять и уточнять словарь по теме;

Формировать навык словообразования существительных путем сложения основ;

Формировать навыки речевого общения со сверстниками.

5 неделя

"Профессии"

Формировать представления о необходимости и пользе труда взрослых;

Закреплять в речи существительное с обобщающим значением профессии;

Формировать навык образования существительных от глаголов;

Расширять и уточнять словарь по теме;

Воспитывать познавательный интерес.

Февраль

1 неделя

"Животные холодных стран"

Закреплять представления о животных холодных стран;

Расширять и уточнять словарь по теме;

Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать формы имен существительных в винительном падеже);

Упражнять детей в суффиксальном словообразовании;

Формировать положительную мотивацию к речевому общению.

2 неделя

"Животные жарких стран"

Закреплять представления о животных жарких стран;

Расширять и уточнять словарь по теме;

Формировать навык правильного употребления существительных единственного числа творительного падежа;

Формировать навык правильного употребления приставочных глаголов;

Воспитывать познавательный интерес.

3 неделя

"Аквариумные и речные рыбы"

Обогащать и уточнять словарь по теме;

Уточнять переносное значение слов (золотая рыбка);

Упражнять в составлении рассказа - сравнения по плану;

Формировать навык словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами - ище, - ища;

Развивать фонематическое восприятие, навыков звукового анализа и синтеза;

Воспитывать уверенность детей в коммуникативной деятельности.

4 неделя

"День защитников отечества"

Обогащать и уточнять словарь по теме (прилагательных и глаголов);

Упражнять в составлении рассказа по теме; развитие связной речи;

Развивать зрительное и слуховое внимание;

Развивать фонематическое восприятие, навыков звукового анализа и синтеза;

Формировать навыки речевого общения со сверстниками.

Март

1 неделя

"Ранняя весна.

8 марта"

Обогащать и уточнять словарь по теме;

Закреплять названия весенних месяцев и признаки ранней весны;

Совершенствовать грамматический строй речи (употребление сложных предложений с союзом потому что);

Развивать связную речь;

Развивать зрительное и слуховое внимание;

Формировать положительную мотивацию к речевому общению.

2 неделя

"Домашние животные весной"

Обогащать и уточнять словарь по теме;

Закреплять знания о внешнем виде домашних животных;

Учить и закреплять образование прилагательных с существительными;

Воспитывать уверенность детей в коммуникативной деятельности.

3 неделя

"Дикие животные весной"

Обогащать и уточнять словарь по теме;

Закреплять знания о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах;

Упражнять в узнавании и назывании диких животных и их детенышей;

Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными;

Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах);

Формировать навыки речевого общения со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Сравнительная характеристика развития мелкой моторики у обследуемых детей
Для решения задачи определения влияния специально подобранных развивающих и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, а так же занятий АФК с предметами на развитие мелкой моторики детей 3-4 лет с умственной отсталостью в ноябре 2008 – январе 2009 года были проведены контрольно-педагогические испытания с помощью батареи контрольных упражнени ...

Оптимизация обучения и развития детей с нарушениями внимания и поведения: психологическая компенсация минимальных мозговых функция
Какова роль учителя в работе с гиперактивными детьми? Прежде всего следует учесть, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача. Для организации занятий с гиперактивными детьми учитель (совместно с психо ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru