Методика проведения логопедических занятий в рамках формирующего эксперимента

Страница 2

При проведении логопедических занятий с детьми экспериментальной группы создавались специальные ситуации, способствующие активизации речевой коммуникации. К ним относились: ситуация "успеха", элементы проблемных ситуаций; ситуации совместной деятельности детей.

Таблица 7

Методика работы на логопедических занятиях

Типы ситуации

Задачи

Пути решения задач

Ситуация "успеха"

Воспитывать уверенность ребенка в коммуникативной деятельности;

Формировать положительную мотивацию к речевому общению

Разнообразные виды помощи с учетом уровня сформированности речевых средств коммуникации

Элементы проблемных ситуаций

Воспитывать познавательный интерес;

Вызывать познавательную и речевую активность

игровые ситуации - загадки;

сюжетно-ролевые игры;

игры-драматизации;

работа с картинками-"нелепицами"

Ситуация совместной деятельности детей

Формировать навыки речевого общения со сверстниками

Разные организационные формы общения:

работа с "маленьким учителем";

работа в парах;

работа с дополнительным коммуникантом

При экспериментальном исследовании было выявлено, что уровень сформированности речевых средств коммуникации у детей с общим недоразвитием речи различен. Поэтому разработка и реализация разных видов помощи, с учетом особенностей развития речи конкретных детей, позволила решить задачу воспитания уверенности ребенка в коммуникативной деятельности. При создании ситуации "успеха" учитывалась разная степень самостоятельности детей в продуцировании коммуникативного высказывания.

На логопедическом занятии по теме "Мебель" (третья неделя января) детям было предложено игровое упражнение "Где взял игрушку?" с целью

закрепления понимания смысловой стороны простых и сложных предлогов, правильное употребление их в речи. При проведении упражнения была создана следующая игровая ситуация. Логопед показывает какую-нибудь игрушку и картинку с изображением предмета мебели (стол, шкаф, тумбочка) и спрашивает: "Где взял игрушку?"

Логопед: "Дима, я взяла мишку со стола! А ты где взял машинку?"

Дима Г: "Я взял машинку с тумбочки".

Логопед: "Молодец, верно! Слава, что ты взял из-под стола?"

Слава Б: "Я взял из-под стола мяч".

Логопед: "Умница, правильно! Слава, Слава взял мяч из-под стола, а ты где взял мяч?"

Слава Г: "Я взял мяч из-за стола".

Логопед: "Молодец, верно! Дима, спроси у Славы: "Где ты взял зайчика?" Как ты спросишь?"

Дима Г: "Слава, где ты взял зайчика?"

С учетом того, что уровень сформированности речевых средств коммуникации недостаточен, ребенку предлагается образец высказывания.

Слава Г: "Я взял зайчика со стула".

Логопед: "Молодец! Браво! Давайте похлопаем, ведь он сам сказал все слова! А теперь, Слава, спроси у Славы: "Где он взял пирамидку?"

Слава Б: "Слава, где ты взял пирамидку?"

С учетом уровня сформированности речевых средств коммуникации ребенок самостоятельно изменяет речевое высказывание.

Слава Г: "Я взял пирамидку из-под стула".

Логопед: "Молодцы, ребята!"

На логопедическом занятии по теме "Аквариумные и речные рыбы" (третья неделя февраля) детям было предложено игровое упражнение "Рыбы-великаны" с целью формирования навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами - ище, - ища. При проведении упражнения была создана следующая игровая ситуация. Дети становятся в круг. Логопед бросает кому-либо мяч и просит назвать рыбу-великана.

Логопед: "Если маленькая рыбка пескарь, то большая какая? Кто хочет сказать? Слава!"

Слава Б: "Пескарище!"

Логопед: "Молодец! Ребята, все вместе повторили пескарище".

Дети повторяют: "Пескарище!"

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Понятие «дикция» в русском языке
Дикция – это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, ее отчетливость и манеру произнесения. Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого подчерка для письменности. Хорошая дикция создает благоприятные условия для устного общения между людьми и имеет эстетическую ...

Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников
Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен нами новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен нами как методика «Оценка ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru