Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у подростков

Структура образования » Проблема нравственного воспитания современного подростка » Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у подростков

Страница 6

Думается, что первый подход является не совсем правильным, не проясняет сущность рассматриваемого понятия и второе его определение. Вряд ли можно согласиться и с третьей дефиницией, так как в ней, на наш взгляд, допускается определенное смешение понятий средств и форм организации воспитания.

Как уже неоднократно отмечалось, воспитание личности подростка, в том числе и его нравственных качеств, осуществляется только в деятельности и общении. В деятельности и общении проявляется активность подростков, формируются и реализуются нравственные потребности и мотивы их поведения. Этические знания учащихся являются результатом их морально-познавательной деятельности. Формирование нравственных умений, навыков и привычек, волевых свойств личности требует также организации различных видов деятельности и общения.

Организуя разнообразные виды деятельности и общение подростков, педагог имеет возможность использовать специфические способы (методы) воспитательного воздействия на личность школьника. Только в деятельности и общении методы нравственного воспитания находят свою практическую реализацию. С этой точки зрения под средствами нравственного воспитания следует понимать учебную и различные виды внеучебной деятельности подростков, а также их общение.

Методы и средства нравственного воспитания получают свою конструкционную и логическую завершенность в организационных формах, или формах организации воспитания. Если первые отражают внутреннюю, процессуально-инструментальную сторону воспитания нравственных качеств, приводят в действие педагогические механизмы его осуществления, то в организационных формах проявляется внешняя сторона процесса нравственного воспитания, которая характеризуется пространственным и временным режимом, оригинальностью конструкции, определенным содержанием и функциональной спецификой, последовательностью этапов и т.д.

Следовательно, в качестве организационных форм воспитания нравственных качеств подростков выступают формы организации учебной деятельности: уроки, экскурсии, предметные кружки, домашняя учебная работа, а также формы организации внеучебной деятельности и общения, реализующиеся через различные воспитательные мероприятия: классные часы, этические беседы, встречи с выдающимися людьми, конференции, утренники, олимпиады, выставки, коллективные и индивидуальные поручения, конкурсы, коллективные творческие дела и т.д.

Таким образом, рассмотренная нами взаимосвязь и единство общих целей, содержания и задач нравственного воспитания, его методов, средств и организационных форм, свидетельствуют о логичности сделанных выводов и очевидной правильности теоретических идей и положений.

Проблема единства целевых, содержательных и процессуальных основ воспитания нравственных качеств личности подростка имеет множество аспектов. Два из них, которые имеют решающее значение в практическом плане, будут рассмотрены более подробно и обстоятельно в после- дующих разделах.

Первый аспект этой проблемы касается вопросов определения результативности нравственного формирования подростка. Результат нравственного воспитания характеризует не только степень его успешности, но и выступает в качестве исходного ориентира для прогнозирования и осуществления новой воспитательной задачи. Отсюда следует необходимость проведения диагностики нравственной воспитанности школьников и учета ее результатов при планировании воспитательной деятельности педагога.

Второй аспект рассматриваемой проблемы связан с построением модели целостного процесса организации воспитания нравственных качеств подростков школьников и определением методического инструментария ее практической реализации в воспитательной практике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Выбор орфографических упражнений для конкретного урока
При отборе необходимого комплекса упражнений для работы по орфографии на том или ином уроке необходимо учитывать следующие факторы: особенности изучаемой орфограммы, этап её изучения, подготовленность учащихся. Если на орфографическую тему отводится один урок, следует ограничиться только специальными орфографическими упражнениями– списыв ...

Портрет гиперактивного ребенка
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность [36, 20]. Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребёнка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо все ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru