Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у подростков

Структура образования » Проблема нравственного воспитания современного подростка » Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у подростков

Страница 1

Нравственные качества как совокупность психических состояний, процессов и свойств представляют собой сложные личностные образования, в структуре которых выделяют потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувственный и поведенческо-волевой компоненты. Их формирование носит интегративный характер и представляет собой процесс сочетания, объединения (интеграции) в единую целостную личностную систему ранее воспитанных устойчивых способов поведения (нравственных привычек) и качеств с формируемыми.

В данной работе мы обращаем внимание на развитие духовного потенциала подростков, главным образом, среднего школьного возраста, так как именно в этом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения. Молодому человеку, а именно подростку, свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствованию, но часто эти стремления остаются в зачаточном состоянии. Они имеются лишь в потенциале. У ребенка есть силы и возможности для созидания, но эти силы и возможности не получили толчка к развитию, ещё не раскрылись. Потенциальность означает, что переход к более высокому уровню развития доступен любому человеку. Мы считаем подростковый возраст особенно благоприятным для развития духовно‑нравственного потенциала. При этом мы исходим из следующих положений:

- подросток становится автономной личностью. Он уже обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Школьником уже усвоены основные социальные нормы.

- у подростка кардинально изменяется самосознание, у него возникает особый интимный личностный мир, который становится предметом его пристального интереса. Этот интерес к собственным интимным переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой — к потребности принятия, поддержки и одобрения этого внутреннего мира (т.е. в принятии себя как личности) другими людьми. Работа подростка по поиску самотождественности предполагает взаимодействие, общение, коммуникацию с окружающими.

С учетом того, что подростковый возраст – это период развития и становления личностных черт человека, особое значение в этом периоде жизни ребенка придается процессу социализации. Но проблема заключается в том, что в настоящее время, наряду с позитивными факторами социализации личности, существует и ряд негативных факторов, которые препятствуют развитию духовного потенциала подростка, а значит и осуществлению духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Изучение теоретических источников в области социологии, философии, психологии и педагогики позволило установить факторы, которые оказывают воздействие на развитие нравственности подростков в условиях реформации российского социума.

Итак, к группе негативных факторов следует отнести:

- отсутствие объединяющей государственной идеологии;

- формирование во многом чуждой российскому менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент традиционной воспитательной системы общества;

- пагубное влияние на сознание подростков средств массовой информации;

- рост криминализации социума и распространение девиантных форм поведения;

- снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения вследствие ухудшения нравственно-психологической атмосферы в самом обществе;

- ослабление непреходящих педагогических ценностей, достижений исторического опыта воспитания;

- актуализация проблемы обеспечения социальной, психо-физиологической, духовно-нравственной безопасности подрастающего поколения, преодоления аморальных средств ее социализации.

К группе позитивных факторов относятся:

- возрождение национального и этнического самосознания, религиозных традиций народов в общероссийском масштабе;

- ярко проявляющаяся тенденция к диалогу культур на принципах толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях в российском обществе;

- возрастание влияния микро- и мезосоциальной среды на нравственную социализацию личности;

- формирование в обществе поколений людей, адаптированных к деятельности и социальным отношениям, морали транзитивного общества;

- рост активности населения в направлении выбора легитимных видов деятельности и отношений, в частности, через систему отечественного образования, гуманистическая направленность которого усилилась под влиянием деидеологизации общества (т.е. ликвидации идеологического пресса со стороны однопартийной государственной власти на образование и воспитание человека).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Театральная деятельность как педагогический инструмент
Театр – это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой единый организм. Н.Э. Басина выделяет следующие общие черты театральной и педагогической деятельности: - вектором интереса театра и педагогики всегда были человеческие отношения, вз ...

Задачи и средства физического воспитания детей
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры к спорта. Гармоническое развитие дошкольника предусматривает разностороннее физическое ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru