Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у подростков

Структура образования » Проблема нравственного воспитания современного подростка » Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у подростков

Страница 2

Убежденность в преобладании позитивных факторов над негативными в их воздействии на нравственное развитие подростков настраивает нас на оптимистическую оценку перспектив этого процесса с учетом и тех неучтенных нами позитивных тенденций, которые проявляются в различных сферах нашей жизни. Общество, которое понимает причины социокультурного отставания и видит возможные пути преодоления противоречий развития, уже делает шаг вперед в создании высокого потенциала духовной культуры подрастающего поколения. Под потенциалом понимается наличие средств, которые могут быть использованы для достижения определенной цели или решения какой-либо задачи.

В реализации нравственного потенциала подростков мы опираемся на следующие положения.

1. Психологически обоснованной и педагогически оправданной является установка на формирование у подростков нравственных конструктов, занимающих доминирующее положение в структуре личности и определяющих их собственный моральный опыт.

2. Распространёнными способами нравственного воспитания подростков являются: организация групповой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества, активизация межличностного взаимодействия подростков, которое направлено на решение этических проблем, умение принимать нравственно оправданное решение в разнообразных ситуациях деятельности и общения.

3. В процессе разнообразной воспитательной деятельности с подростками формируются компоненты структуры поступка (морального выбора) и определяется стратегия и тактика нравственного поведения.

В этот период жизни ребенка учителя, психологи, родители должны особенно внимательно наблюдать за детьми, заниматься их развитием и воспитанием. Мы уверены, что в каждом ребенке скрыты богатейшие возможности, которые могут позволить ему преодолеть любые трудности, пережив при этом радость свободной и осмысленной жизни, и которые, однако, так часто остаются нераскрытыми. При этом беспокоит не то, что нынешнее поколение слабее или хуже старшего, а то, что оно слабее и хуже, чем могло бы быть, т.е. потенциал у подрастающего поколения имеется, но его необходимо постоянно развивать. А развивать потенциал подростка можно лишь, включая его в разные виды педагогической деятельности.

В связи с этим, одним из условий развития духовного потенциала подростков является формирование коммуникативных навыков школьников. По мнению психологов, основой общей культуры личности являются именно коммуникативные навыки. Они помогают создать внутренний мир человека. Психологи отмечают, что большая часть подростков в результате так называемого попутного общения (через средства массовой коммуникации, семью, сверстников, традиционное школьное обучение) не создают своего индивидуального стиля поведения как меры связи с людьми, природой, самим собой. При попутном общении человек усваивает лишь то, что связано с текущими потребностями и интересами, поэтому его результаты отрывочны и бессистемны. Необходимо специально организованное обучение детей общению.

Специальные занятия по культуре общения способствуют не только развитию познавательных и творческих возможностей школьников, но и формированию у подростков критического отношения к своей собственной речи. Развитие культуры речи школьников – есть неотъемлемая составляющая духовного воспитания.

Стремление подростка к самораскрытию своих возможностей, качеств укрепляется благодаря их участию в ролевых играх. Таким образом, следующим условием, раскрывающим духовный потенциал школьников, является организация такой деятельности, в которой подросток бы себя проявил. Такой деятельностью становится игра. В игре подростки могут выразить свою потребность в активном, действенном самоутверждении. Замечено, что нравственное воспитание подростков осуществляется эффективней в ходе организации разнообразных социально-ориентированных игр с нравственным содержанием, которые способствуют развитию этической рефлексии подростков. Не случайно игра занимает особое место в социокультурной жизни человека и общества. Игровая деятельность образует культурное пространство, в котором её участники свободно развиваются. В игре присутствуют элементы дискурса – жесты, мимика, различные символы и предметы, что делает игру не только привлекательной, но и дедуктивной в плане полифонического развития нравственного сознания, приобретения нравственных качеств, усвоения моральных норм и поступков. В играх реализуются индивидуальные потребности и способности. Игры обостряют личностные проявления и особенности подростков. Они выступают как формы поведения, подчинённого определённым правилам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Структура и обучающие возможности ролевых игр
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические) ...

Понятие квадратного трехчлена и квадратичной функции
В различных источниках, понятие «квадратного трехчлена», дается по – разному. В одних, квадратный трехчлен – это многочлен второй степени с одной переменной ax2 + bx + c, (1) где x- переменная; a,b – коэффициенты, с- свободный член, a¹0. В других, квадратным трехчленом относительно x называется выражение вида ax2+bx+c, где a,b,c – н ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru