Портрет гиперактивного ребенка

Страница 1

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность [36, 20].

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребёнка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо всех сил стараются освободиться от пелёнок и плохо успокаиваются, если их пытаются туго запеленать или более того надеть стягивающую одежду. Они могут с раннего детства страдать частыми неоднократными, немотивированными рвотами. Не срыгиваниями, характерными в младенчестве, а именно рвотами, когда всё, что съел, - тут же обратно фонтанчиком. Такие спазмы - признак расстройства нервной системы. (И в этом месте важно не спутать их с пилоростенозом Пилоростеноз - проблема желудка, неспособного принять много пищи.).

Гиперактивные дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т.д. Чуть постарше, в два-четыре года, у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на каком-нибудь, более того интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик [7].

Но наиболее заметными гиперактивность и проблемы со вниманием становятся к моменту, когда ребёнок попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в начальной школе. Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания. Л.С. Выготский писал, что направленное внимательность играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мотивации, направленной активности [12].

Понятие "гиперактивность" включает в себя следующие признаки:

- Ребёнок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.

- Ребёнок не в состоянии длительно усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т.п.

- Двигательная активность ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то забраться, хотя порой это бывает вдали не безопасно.

- Ребёнок не может игрывать в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым.

- Ребёнок вечно нацелен на движение.

- Часто бывает болтливым.

Понятие "невнимательность" складывается из следующих признаков:

- Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимательность на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).

- Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращённую к нему речь, из-за чего складывается ощущение, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.

- Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он, таким образом, высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.

- Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно - построить ли жилище из кубиков или написать школьное сочинение).

- Ребенок сторонится заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.

- Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе - ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.

- Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.

Для того чтобы поставить ребенку диагноз "невнимательность", у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются, по меньшей мере, шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения стать и вылезти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, дожидаться, часто повышают звук, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).

Понятие "импульсивность" включает в себя следующие признаки:

- Ребёнок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.

- Ребёнок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.

- Ребёнок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.

Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.

Страницы: 1 2 3


Особенности развития игр
Играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты все время, свободное от занятий и других обязательных мероприятий. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматри ...

Факторы риска и причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Наиболее типичными проявлениями СДВГ считаются расстройства внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений), импульсивность поведения. В работах разных исследователей СДВГ часто ассоциирован с диагнозом минимальная моз ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru