Методические рекомендации по формированию эвристической деятельности при решении задач курса геометрии 7-9 класса

Структура образования » Формирование эвристической деятельности при решении задач курса геометрии 7-9 классов » Методические рекомендации по формированию эвристической деятельности при решении задач курса геометрии 7-9 класса

Страница 5

Предположим, что диагонали AC и BD пересекаются с отрезком T1T2 соответственно в точках P1 и P2. Поставленный в задаче вопрос можно переформулировать так:

Первая эквивалентная вспомогательная задача. Верно ли, что |T1P1|+|T2P2|=|T1T2|?

A

D

Для ответа на этот вопрос можно предварительно попытаться выразить три указанные отрезка, скажем, через основания трапеции. Т.о. приходим к следующей переформулировке задачи:

Вторая эквивалентная вспомогательная задача. В равнобедренной трапеции ABCD, описанной около окружности, основания AD и BC имеют длины 2a и 2b соответственно; T1 и T2 –точки касания боковых сторон AB и CD с окружностью, P1 и P2 — точки пересечения отрезка T1T2 соответственно с диагоналями AC и BD. Вычислить разность (|T1P1|+|T2P2|)-|T1T2|.

S

A

D

2a

Эту задачу нетрудно решить, если заметить, что |AT1|=a, |T1B|=b, |T2P2|=|T1P1|, ΔASD~ΔT1ST2 (S — точка пересечения AB и DC). Указанная разность равна нулю, т.е. точка P1 совпадает с P2.

Таким образом, используя эвристические соображения, мы неоднократно переформулировали исходную задачу и сводили ее решение к задачам стандартного (алгоритмического) вида.

Учащиеся на уроках часто пользуются простейшими приемами перехода к равносильной задаче; например, переводят данную задачу «на язык алгебры», вместо доказательства сформулированного в задаче утверждения переходят к доказательству предложения, противоположного сформулированному.

Очень полезным вариантом переформулировки является переход к наглядной модели (геометрическая формулировка, график чертеж, и т.п.).

Из рассмотренных примеров видно, что редукцию целесообразно применять при решении задачи на построение, которая сводится к построению точки, как пересечения геометрических мест, или условие задачи чрезмерно, содержит лишние чести, являющиеся следствием остальных, или решение данной задачи представляется «методом от противного» (отказ от какой-то данной и сформулированной определенности и создание некоторого ряда тождественных формулировок).

Индуктивный метод. Индукция — один из самых важных эвристических приемов. В переводе с латыни «индукция» означает «наведение»; рассмотрение частных случаев наводит на решение задачи в общем случае. Если задача трудна, то полезно попытаться выделить какой-либо очень простой ее частный случай, с которым учащиеся в состоянии справиться. После этого переходим к другим, более сложным, частным случаям, до тех пор пока не доберемся до решения исходной задачи. Особенно полезно в качестве частных случаев брать различные «крайние» случаи.

7 класс.

Пример. Исходная задача. Верно ли, что периметр любого треугольника больше радиуса описанной около него окружности?

Возьмем какой-либо ΔABC, опишем около него окружность, пусть R — ее радиус.

Теперь будем перемещать вершины B и C по окружности так, чтобы ΔABC стянулся к точке A.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Методы использования мультимедийных презентаций
Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий: При изучении нового материала. Позволяет иллюстри ...

Сельский школьный автобус
По оценкам Федерального агентства по образованию, на начало реализации национального проекта потребность сельских школ в автобусах составляла более 10,5 тыс. машин. В 2006 году на закупку автобусов для сельских школ из федерального бюджета был выделен 1 млрд. руб. С учетом софинансирования данного направления регионами в сельские школы в ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru