Методические рекомендации по формированию эвристической деятельности при решении задач курса геометрии 7-9 класса

Структура образования » Формирование эвристической деятельности при решении задач курса геометрии 7-9 классов » Методические рекомендации по формированию эвристической деятельности при решении задач курса геометрии 7-9 класса

Страница 1

Эвристическая деятельность строится на научных основах. Как и любой деятельности, эвристической деятельности нужно обучаться серьезно и систематически. Какие качества необходимо сформировать у учащихся, чтобы приобщить их к научному исследованию и проводить их самостоятельно и вполне осознанно? К таким качествам относят глубокие знания и хорошую память, кругозор и способность к саморазвитию, совершенствованию, любознательность и наблюдательность, критичность ума, энтузиазм и находчивость.

К приемам, способствующим включению учащихся в исследовательскую деятельность, относят обучение новым способам действий, использование разнообразных совокупностей самостоятельных работ. В исследовательскую работу включаются экспериментально — исследовательские задачи с новой информацией, с вопросами для самостоятельного решения, с указаниями, имеющими новизну.

В методической литературе описывается несколько приемов ознакомления учащихся с доказательством теорем (5). К одному из этих приемов относится эвристическая беседа, при которой учащиеся подводятся к определенному выводу с помощью системы вопросов

При правильной организации эвристической беседы, во время ознакомления с доказательством теоремы, учащиеся из пассивных слушателей превращаются в активных участников доказательства. Это развивает их инициативу, творческую активность, способствует лучшему пониманию направления доказательства.

Если учитель намечает ознакомить учащихся с доказательством теоремы, используя форму эвристической беседы, то он должен тщательно подумать всю систему вопросов и заданий. Задавая вопросы учащимся учитель должен быть уверен, что получит от большинства из них правильный ответ. В этом случае ученики начинают верить в свои силы и возможности; у них появляется интерес к изучению геометрии, что особенно важно на начальном этапе. Только тогда эвристическое доказательство может принести пользу. Оно действительно будет способствовать развитию самостоятельности и инициативы учащихся.

Если же, несмотря на подготовительную работу, учащиеся все-таки не могут ответить на какой-либо вопрос, то учителю лучше не затягивать время, а самому дать четкий, правильный ответ. Всегда нужно помнить, что доказательство должно быть не многословным: нужно обосновать все и в то же время кратко.

Пример. Второй признак равенства треугольников.

Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

Схема доказательства уже известна учащимся (аналогична доказательству первого признака равенства):

1.Утверждается существование ΔA1B2C2=ΔABC, расположенного определенным образом на плоскости.

2.Доказывается совпадение ΔA1B2C2 и ΔA1B1C1.

3.Делается вывод: ΔA1B1C1=ΔABC.

Эту схему учащиеся записывали в тетрадь при изучении первого признака равенства треугольников. К уроку целесообразно повторить теорему о расположении прямых на плоскости, так как на нее приходится ссылаться при доказательстве.

Проводя эвристическую беседу при доказательстве этой довольно сложной теоремы, лучше сочетать вопросы к учащимся с анализом, предшествующим некоторым более трудным звеньям доказательства. Ход доказательства иллюстрируется последовательной демонстрацией рисунков.

После формулировки теоремы учащиеся выполняют чертеж, при этом в классе выясняется «Что дано?» и «Что требуется доказать?».

C

По какой схеме мы доказываем признак равенства треугольников?

Каков должен быть первый шаг доказательства?

Учащиеся повторяют схему доказательства (она может быть записана на откидной доске).

По аксиоме существования треугольника равного данному, существует ΔA1B2C2=ΔABC, у которого вершина B 2 лежит на луче A1B1, а C2 лежит в той же полуплоскости относительно прямой A1B1, что и вершина C1.

A

B

A1

B2

B1

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Выбор орфографических упражнений для конкретного урока
При отборе необходимого комплекса упражнений для работы по орфографии на том или ином уроке необходимо учитывать следующие факторы: особенности изучаемой орфограммы, этап её изучения, подготовленность учащихся. Если на орфографическую тему отводится один урок, следует ограничиться только специальными орфографическими упражнениями– списыв ...

Сравнительный анализ изменений мелкой моторики у детей контрольной группы, занимавшихся по стандартной методике
Дети контрольной группы во время наблюдаемого периода времени занимались по стандартной методике. Через 2 месяца мы провели итоговые контрольные испытания по уже апробированной нами батарее контрольных упражнений и сравнили полученные результаты с показателями до педагогического эксперимента. В таблице 3.3 представлена сравнительная хара ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru