При изучении раздела биологии «Человек и его здоровье» происходило подробное осмысление строения и функционирования организма человека, влияния различных внешне средовых и внутренних факторов на течение физиологических процессов. В ходе освоения санитарно-гигиенического материала данного раздела у учащихся формировались интересы, направленные на изучение материала о здоровье человека, его ценностях.
Понятия «здоровье» и «болезнь» рассматривались как противоположные по смыслу и содержанию [32]. С помощью учителя школьники определили формы, виды и функции здоровья. Было определено, что здоровье – важнейшая жизненная ценность. Образ жизни человека рассматривался в качестве основного фактора, определяющего состояние здоровья, как индивидуального, так и общественного. Содержание понятий о факторах риска для здоровья представлялось в виде групп явлений, воздействующих на организм человека и приводящих к развитию болезней (табл. 2).
Таблица 2 Факторы риска для здоровья человека
Сферы влияния факторов на здоровье |
Группы факторов риска |
Удельный вес факторов риска (%) |
1 |
2 |
3 |
Образ жизни |
Курение Употребление алкоголя Несбалансированное питание Стрессовые ситуации (дистрессы) Вредные условия труда Гиподинамия Плохие материально-бытовые условия Потребление наркотиков Низкий культурный и образовательный уровень Высокий уровень урбанизации и др. |
49-53 |
Генетика, биология человека |
Предрасположенность к наследственным болезням |
18-22 |
Предрасположенность к так называемым дегенеративным болезням (наследственное предрасположение к заболеваниям) | ||
Внешняя среда |
Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воздуха Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воды Загрязнение почвы Резкие смены атмосферных явлений Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения |
17-20 |
Медицинское обеспечение |
Неэффективность профилактических мероприятий Низкое качество медицинской помощи Несвоевременность медицинской помощи |
8-10 |
Для освоения санитарно-гигиенических понятий использовались ситуационные задачи, приведенные в приложениях.
Виды здоровья, состояние здоровья и влияющие на него условия и факторы фиксировались в рабочих тетрадях учащихся в виде рис. 3.
Рис. 3. Факторы и условия, влияющие на состояние здоровья населения
Основное содержание санитарно-гигиенического материала в разделе «Человек» представлено в табл. 3.
Таблица 3 Основное содержание санитарно-гигиенического материала в разделе «Человек и его здоровье»
Тема |
Санитарно-гигиенический материал |
1 |
2 |
Опорно-двигательная система |
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц, правильной осанки, посадки, рабочей позы, предупреждение искривления позвоночника, развития плоскостопия. Роль физического воспитания в укреплении здоровья. Закаливание. Солнечные и воздушные ванны и водные процедуры повышают приспособляемость организма к действию различных микроклиматических факторов внешней среды |
Внутренняя среда организма |
Инфекции и инфекционные заболевания, невосприимчивость организма к инфекциям, их предупреждение и режим во время болезни. Возбудители различных инфекционных заболеваний, пути передачи и распространения. Фагоцитоз: Иммунитет. Профилактические прививки |
Кровеносная и лимфатическая системы |
Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Влияние двигательной активности и соблюдение режима дня на нормальную работу сердечнососудистой системы. Профилактика утомления сердечной мышцы. Значение употребления алкоголя и табакокурение в возникновении различных заболеваний и морфофункциональных отклонений |
Дыхание |
Значение дыхания. Заболевания дыхательных путей и их профилактика. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации |
Пищеварение |
Профилактика возникновения желудочно-кишечных заболеваний. Санитарно-гигиенические правила организации питания. Понятие о рациональном и сбалансированном питании. Правила ухода за ротовой полостью и зубами. Нерациональное питание – основной фактор нарушения обмена веществ. Пищевые отравления различного происхождения их профилактика, первая помощь при их возникновении |
Обмен веществ и энергии |
Витамины, суточная потребность организма в различных витаминах. Энерготраты человека, пищевой рацион, понятие о пищевом статусе |
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение |
Защитная функция кожи. Роль закаливания, основные принципы. Правила личной гигиены по уходу за кожей. Болезни кожи и их профилактика. Профилактика появления угревой сыпи. Гигиена одежды и обуви |
Анализаторы. Органы чувств |
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Слуховой анализатор, допустимые уровни шума. Личная гигиена |
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика |
Гигиенические основы учебного труда, санитарно-гигиенические рекомендации по выполнению домашнего задания, негативное влияние употребления алкоголя и табакокурения. Утомление, переутомление их профилактика. Режим дня. Гигиеническое нормирование учебной и трудовой деятельности |
Индивидуальное развитие организма |
Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания передаваемые половым путем, их профилактика. СПИД. Личная гигиена юноши и девушки |
Критерии
оптимизации объема и сложности школьного курса химии и дидактические принципы
отбора учебного материала
Содержание естественнонаучного образования и, следовательно, любого учебного предмета должно быть представлено четырьмя видами: 1) системой научных знаний; 2)системой умений (специальных, интеллектуальных, общеучебных); 3)опытом творческой деятельности, накопленной человечеством в данной области науки; 4)опытом отношения к окружающей дей ...
Содержание курса орфографии
Формирование орфографических навыков– сложный и длительный процесс. Можно говорить даже о гипертрофированной роли, которую играет орфография в школьном курсе, где усилия учителя направлены не столько на формирование у учащихся целостной картины такого сложнейшего феномена, как язык, сколько на работу по привитию навыков сугубо практическ ...