Использование ситуационной игры для развития санитарно-гигиенической культуры учеников

Структура образования » Использование ситуационной игры для развития санитарно-гигиенической культуры учеников

В сложной ситуации социальных, экономических, политических и экологических преобразований российской действительности проблема сохранения здоровья человека становится одной из приоритетных. От успешности ее научного и практического решения в значительной мере зависит сохранение материальных и культурных ценностей, природных ресурсов, а самое главное – обеспечение условий для полноценного развития страны в будущем. Целенаправленное формирование здоровья и здорового образа жизни у населения в настоящее время рассматривается учеными и представителями власти как важный фактор национальной безопасности государства .

В настоящее время имеется объективная необходимость в формировании у человека ответственного отношения к своему организму и социоприродной среде его проживания. Такая работа должна проводиться и общественными организациями, и государственными учреждениями, в том числе общеобразовательными, которые играют важную роль в санитарно-гигиеническом просвещении населения. Особенно это касается школы, обеспечивающей обязательное базовое образование учащихся и их подготовку к здоровому образу жизни. Возможности школы в формирования у детей санитарно-гигиенической культуры, ориентированной на поддержание здоровья в реальных условиях жизни, задействованы не в полной мере. Поэтому весьма целесообразным является поиск эффективных педагогических условий и средств повышения санитарно-гигиенического просвещения учащихся путем использования специального учебного материала, включающего большой познавательный, эмоционально-чувственный и аксиологический потенциал.

В этой связи актуальным

представляется специальное исследование педагогических условий, обеспечивающих освоение школьниками санитарно-гигиенической культуры. Особое значение приобретает изучение опыта освоения детьми региональных и национальных особенностей этой культуры, что позволяет учащимся реально обнаруживать связь физико-географических, социально-экономических и экологических факторов, определяющую уровень санитарно-гигиенических условий среды. Получая о них комплексное представление, учащиеся приобретают возможность адекватно оценивать свое поведение и принимать грамотные решения в реальной жизни.

Для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников формируются целые научные направления, такие как: валеологическое, акмеологическое, педагогика здоровьесбережения, психопедагогика здоровья школьников.

Анализ содержания школьного биологического образования показал, что наибольшие возможности в формировании компетентности здоровье сбережения имеются при обучении раздела биологии: «Человек и его здоровье». Здесь знания о строении организма и процессах жизнедеятельности можно связать с изучением факторов, влияющих на здоровье – наследственности, природной и социальной среды, образа жизни; сформировать ценностные ориентации о культуре здоровья и применить их в деятельности. Однако изучение практики преподавания данного раздела показало, что его потенциальные возможности в направлении формирования здоровье сбережения реализуются недостаточно. Организация учебного процесса не всегда соответствует возрастным особенностям развития учащихся.

Таким образом, существует научно-педагогическое противоречие между потребностями общества в формировании здоровье сбережения и недостаточной ориентацией содержания, форм и методов обучения раздела биологии «Человек и его здоровье» на формирование у школьников готовности и способности заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Объект исследования

– использование ситуационной игры для формирования санитарно-гигиенической культуры учащихся при изучении раздела биологии «Человек и его здоровье».

Предмет исследования

– педагогические условия, формы, методы и средства освоения школьниками санитарно-гигиенической культуры.

Цель исследования

– разработка теоретического и экспериментального формирования о санитарно-гигиенической культуры учащихся на основе использования ситуационной игры при изучении раздела биологии «Человек и его здоровье».

Гипотеза исследования

. Освоение санитарно-гигиенической культуры учащихся общеобразовательных учреждений может осуществляться более успешно и эффективно, если:

– будет разработана педагогическая модель освоения учащимися санитарно-гигиенической культуры с соблюдением приоритетных принципов обучения: научности, гуманизации и гуманитаризации, системности, культуросообразности, дополнительности, непрерывности;

– определены критерии оценки эффективности формирования санитарно-гигиенических знаний учащихся общеобразовательных учреждений. Наиболее значимыми из которых являются: сформированность соответствующих знаний о мерах предупреждения и распространения инфекционных заболеваний, влиянии условий жизни, труда, быта на здоровье человека и умений применять полученные санитарно-гигиенические знания в учебных и реальных условиях;

– созданы оптимальные условия для эффективного санитарно-гигиенического обучения школьников на основе реализации меж предметных связей, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, организации совместной деятельности классного руководителя и медицинского работника по повышению уровня санитарно-гигиенической культуры учащихся.

Задачи исследования:

1. Разработать педагогическую модель освоения учащимися санитарно-гигиенической культуры с соблюдением приоритетных принципов обучения: научности, гуманизации и гуманитаризации, системности, культуросообразности, дополнительности, непрерывности;

2. Определить критерии оценки эффективности формирования санитарно-гигиенических знаний учащихся общеобразовательных учреждений. Наиболее значимыми из которых являются: сформированность соответствующих знаний о мерах предупреждения и распространения инфекционных заболеваний, влиянии условий жизни, труда, быта на здоровье человека и умений применять полученные санитарно-гигиенические знания в учебных и реальных условиях;

3. Создать оптимальные условия для эффективного санитарно-гигиенического обучения школьников для повышения уровня санитарно-гигиенической культуры.


Методы использования мультимедийных презентаций
Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий: При изучении нового материала. Позволяет иллюстри ...

План внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
№ пп МЕРОПРИЯТИЯ СРОК ОТВЕТСТВЕННЫЕ 1. Проведение уроков изучения Правил дорожного движения согласно программе Ежемесячно Классный руководитель 2. Проведение бесед на родительских собраниях по БДД 1 раз в полугодие Классный руководитель 3. Проведение мероприятий по ПДД: " Знай правила дорожного движения как таблицу умножения", ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru