Экспериментальное формирование санитарно-гигиенической культуры учащихся на основе использования ситуационной игры при изучении раздела «Человек и его здоровье»

Структура образования » Использование ситуационной игры для развития санитарно-гигиенической культуры учеников » Экспериментальное формирование санитарно-гигиенической культуры учащихся на основе использования ситуационной игры при изучении раздела «Человек и его здоровье»

Страница 2

Для успешного освоения санитарно-гигиенического материала учащимся предлагалось фиксировать полученную информацию в тетрадях. Образец записи признаков рационального и нерационального питания приведен в таблице 4.

Таблица 4 Признаки рационального и нерационального питания

Питание

Рациональное

Нерациональное

Потребление разнообразной пищи, состав которой отвечает гигиеническим нормам, а именно: состоящей на 15–20 % из белков, 20–30 % жиров (около 30 % которых животного происхождения); на 50–55 % из углеводов, содержащихся во фруктах, овощах, злаках, орехах

Потребление однообразной пищи, отличающейся большим содержанием углеводов (преимущественно макароны, хлеб, картофель)

Соблюдение умеренности в еде (не допускать переедания)

Потеря чувства меры в еде, переедание и избыточный вес

Соблюдение кратности и режима питания. Питание должно быть четырехразовое

Отсутствие или нарушение режима питания. Кратность не соответствует норме

На завершающем этапе подготовки проверялась эффективность реализованной методики. При этом система санитарно-гигиенических знаний рассматривалась как совокупность познавательного, деятельностного и аксиологического компонентов образовательного процесса.

В познавательном компоненте проверялись знания о содержании основных понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня», «рациональное и сбалансированное питание», «болезнь», а также знания о взаимодействии организма человека с окружающей средой. Учащиеся письменно отвечали на вопросы, способствующие выявлению уровня сформированности конкретных знаний. Кроме того, предлагалась система учебно-познавательных задач, решение которых требовало самостоятельного переноса усвоенных знаний в новую ситуацию и предложения оригинального способа решения.

В деятельностном компоненте выявлялись уровни сформированности знаний о способах жизнедеятельности организма в различных условиях социоприродной среды, экспериментальных и теоретических методах познания.

Аксиологический компонент способствовал проверке знаний о ценностях здоровья, критериях его оценки, санитарно-гигиенических нормах и правилах взаимоотношения организма человека с окружающей средой.

Теоретический анализ проблемы и результаты эксперимента позволили выявить уровни сформированности санитарно-гигиенических знаний (высокий, средний, низкий). Уровни сформированности знаний и их качественные характеристики представлены в таблице 5.

Таблица 5 Уровни сформированности санитарно-гигиенических знаний учащихся общеобразовательных учреждений

Высокий

Средний

Низкий

1

2

3

Познавательный компонент

Достаточно полные, глубокие знания, которые творчески воспроизводятся при объяснении сущности объекта

Отрывочные, недостаточно глубокие знания, которые репродуктивно-творчески воспроизводятся при объяснении сущности объекта

Отсутствие полноты, глубины знаний, их воспроизведение носит репродуктивный характер

Деятельностный компонент

Достаточно полные, глубокие знания о способах сохранения здоровья, осознанное и гибкое применение полученных знаний при решении санитарно-гигиенических проблем, санитарно-гигиенические нормы соблюдаются в полной мере

Недостаточно полные и глубокие знания о способах сохранения здоровья, полученные знания не всегда находят оперативное, гибкое и осознанное применение при решении санитарно-гигиенических проблем. Санитарно-гигиенические нормы соблюдаются не в полной мере

Отсутствие полноты, глубины знаний о способах сохранения здоровья, неумение быстро, правильно и творчески применять полученные знания при решении санитарно-гигиенических проблем. Санитарно-гигиенические нормы соблюдаются крайне редко, либо не соблюдаются вообще

Аксиологический компонент

Ценности здоровья являются приоритетными, проявляется полное осознание взаимосвязи организма человека с окружающей средой

Ценности здоровья не являются приоритетными, но признаются как ценности, проявляется не полное осознание взаимосвязи организма человека с окружающей средой

Ценности здоровья не признаются как ценности, осознание взаимосвязи организма человека с окружающей средой не проявляется

Страницы: 1 2 3 4


Педагогическая теория М. Монтессори
Итальянский врач-психиатр и педагог Мария Монтессори (1870-1952) разработала метод, первоначально названный «физиологическим»: от деятельности мускульной системы идти к развитию различных органов внешних чувств, а затем к культуре высших психических функций. В 1907 г., строительный кооператив рабочих в Риме организовал детский сад для де ...

Программа для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы
Пояснительная записка. Настоящая программа рассчитана на обучение учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы по теме “Интернет технологии”.Общая сумма часов – 39 часов. Программа обучения рассчитана на определенный уровень подготовки учащихся: o базовые знания по информатике; o владение основными приемами работы в операционной систем ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru