Система работы по формированию правильного темпа речи

Структура образования » Изучение темпа речи неслышащих учащихся » Система работы по формированию правильного темпа речи

Страница 3

Мы поставили перед собой задачу выяснить характер и структуру темпа речи учителя на протяжении всего урока при общении с глухими учащимися. Определить какова величина темпа речи учителя на разных этапах урока; зависит ли она от смысловой нагрузки речи учителя; как она отличается от нормальной разговорной речи учителя при общении со слышащими.

При анализе темпа речи учителей на уроках, проведенном Н.М. Назаровой, выяснилось следующее: по сравнению с обычной разговорной речью имеются большие перепады в скорости речи учителя – в 2-2,5 раза может замедляться темп. Обычно эти перепады связаны со смысловой нагрузкой говоримого, с необходимостью обязательно донести смысл его до учеников. В этих случаях скорость речи учителя обратно пропорциональна важности, значимости и знакомости для восприятия учащегося речевого материала. Если учитель знает, что учащимся хорошо знакома та или иная инструкция и она прочно связана с определенной ситуацией, он произносит эту инструкцию в быстром темпе, приближающемся к его нормальному темпу речи: если даже ученик не успеет считать с губ, он поймет по ситуации, что надо делать, что от него требует учитель.

Когда же изменяется привычный ход урока, учитель переходит не к шаблонному, а к интеллектуальному общению с учащимися ( задавание вопросов, объяснение нового материала и др.), и ситуация не может подсказать ученику, как поступать или отвечать в том, или ином случае, темп речи учителя резко замедляется.

Часто на уроках, особенно в ходе беседы, при задавании вопросов, когда беседа не может идти дальше, если нет точного понимания вопросов учителя, нами было замечено, что учитель задает вопрос 2-3 раза, причем темп речи при каждом новом повторении меняется, диапазон этих изменений достаточно широк, в среднем новая попытка в 2 раза медленнее или быстрее предыдущей. Как правило, если темп первой попытки обязательно приближается к темпу речи глухих, и наоборот, заведомо зная, что ученики не поймут эту фразу в правильном темпе, учитель даёт её в том темпе, который характерен для глухих, но, зная, что темп его речи слишком замедлен, повторяет эту же фразу в более быстром темпе. Второй путь, вероятно, более правилен, т.к. позволяет учащегося, восприняв и поняв фразу, увидеть её произношение в более быстром темпе, постепенно приучает к быстрому темпу воспринимаемых фраз. Необходимо отметить, что чаще встречается обратное, т.е. постепенное замедление одной и той же фразы. Почти у всех учителей очень прочен этот стереотип неоднократного повторения фразы и приспособления её к темпу речи учащихся.

На основе этого можно сделать некоторое обобщение.

В соответствии с законом аудирования (Г.Б. Архипов,1968) полноценное восприятие информации возможно лишь тогда, когда темп воспринимаемой речи приближается к темпу собственной внутренней речи аудитора. Этот закон распространяется и на глухих учащихся. Известно, что темп речи глухих в 2,5 раза ниже нормы. Чтобы установить контакт с глухими учащимися, учитель вынужден невольно замедлять темп своей речи. Приближая её к темпу речи глухих детей. По данным нашего хронометража, почти у всех учителей отрезки речи, несущие большую смысловую нагрузку и недоступные для понимания через ситуацию, очень замедленны, приближаются или равны темпу речи глухих. Именно те фразы, на которых лежит смысловая и интеллектуальная нагрузка урока произносится со скоростью 100-150 сл./мин. Зато все служебные, организационные фразы произносятся в быстром темпе, примерно равном обычной нормальной разговорной речи учителя. Именно поэтому речь учителей на уроках неоднородна, имеются большие перепады темпа речи, которые зависят от того, какая фраза произносится в данный момент. За кажущимся внешним благополучием темпа речи учителя скрывается замедление его именно там, где учащихся следует приучать к восприятию довольно быстрой речи. Глухой ученик до тех пор не сможет полноценно воспринимать обращенную к нему речь, пока сам не сможет говорить с той же скоростью в силу неприспособленности его аппарата слежения.

На основе приведенного нами материала можно говорить о несоответствии темпа речи ученика и темпа речи учителя: приспосабливаясь к замедленной речи ученика, учитель вынужден говорить в замедленном темпе, в результате чего замедленный темп речи учителя становится постоянным «образцом» для учащихся, не побуждает их к ускорению темпа собственной речи, не приучает к чтению с губ речевого материала в темпе, свойственном нормально слышащими людям, что, в свою очередь, требует от учителя подачи учащимся речевого материала в искусственно замедленном темпе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Проблема психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной педагогике и психологии
До сих пор в науке отсутствует единое и четкое определение понятия "готовности к школе" или "школьной зрелости". Свидетельством тому определение этих понятий разными и весьма авторитетными специалистами в этой области. Приведем некоторые из них: Школьная зрелость - это "овладение умениями, знаниями, способностями ...

Элементарная эвристическая деятельность при решении задач
В общем процессе решения задачи элементарная эвристическая деятельность представляет собой изначальный этап, который направлен на осознание задачи, осуществления поиска недостающей для решения информации и выявление ее внешних и внутренних связей. Тем самым она направлена на уяснение, систематизацию и выяснение той информации, которая в ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru