Система работы по формированию правильного темпа речи

Структура образования » Изучение темпа речи неслышащих учащихся » Система работы по формированию правильного темпа речи

Страница 1

Система формирования произносительных навыков глухих осуществляется в условиях широкого применения звукоусиливающей аппаратуры, обеспечивающей использование остаточного слуха глухих школьников на всех уроках.

В программе определено содержание специальной работы по произношению, осуществляющееся на индивидуальных занятиях.

Формирование произносительных навыков информальным путём осуществляется в ходе всех занятий с применением звукоусиливающей аппаратуры: глухие школьники имеют возможность на основе слухового и слухо-зрительного восприятия речи учителя, воспитателя получить информацию о таких сторонах звучащей речи, как слитность, темп, словесное ударение и даже о некоторых фонемах.

Система работы над темпом включает в себя: работу над дыханием, формирование умения слитно произносить слова, знакомство с паузами и закрепление умения распределять дыхательные паузы при произнесении фраз.

Система работы над темпом отражена в разделе «Произношение» в Программе «Развитие слухового восприятия и обучения произношению»:

I класс: закреплять произносительные навыки, усвоенные в подготовительном классе или детском саду. Произносить слова слитно, с соблюдением словесного ударения и др. Слитно, на одном выдохе, произносить словосочетания и фразы в 6-7 слогов (например: Можно вытереть доску?). (I – II четверти)

II класс: закреплять произносительные навыки, усвоенные в I классе

(I четверть). Изменять темп произношения (говорить быстро, медленно). ( II – IV четверти)

III класс: произносить на одном выдохе фразы в 10-12 слогов, например: Я прочитал интересную книгу. Изменять темп произношения (говорить быстро, умеренно, медленно).

IV класс: закреплять умение распределять дыхательные паузы при произнесении длинных фраз. Закреплять умение изменять темп речи, сохраняя звуковой состав и ритмический контур слова.

V класс: соблюдение пауз в соответствии со смысловой связью слов. Соблюдать в речи логическое ударение, умеренно быстрый темп речи.

VI класс: соблюдать нормальный темп речи (вопросы, ответы, поручения, сообщения).

VII – XII классы: совершенствовать ранее усвоенные произносительные навыки (по усмотрению учителя в соответствии с состоянием произношения у учащихся данного класса).

Помимо навыков правильного воспроизведения звуков речи, соблюдения словесного и логического ударения, умения соблюдать умеренно-быстрый темп речи, ученики должны владеть устной речью ритмичной, слитной, интонационно-оформленной, эмоционально выразительной.

Владение этими навыками и умениями позволяет приблизить речь глухого ребенка к естественному звучанию речи слышащих. Для осуществления такого подхода необходимо единства всех методов и способов работы по формированию произношения как на индивидуальных занятиях, так и на общеобразовательных уроках.

При работе над формированием естественно звучащей речи используются все сохранные анализаторы, все способы постановки звуков, при этом особая роль отводится использованию и развитию остаточного слуха, ибо воспроизведение звучания на слух по подражанию является наиболее естественным способом формирования устной речи.

Темп устной речи играет важную роль в реализации процесса общения. Резкие отклонения от общепринятого темпового диапазона могут привести к снижению внятности речи. В пределах нормального темпового диапазона различают замедленный, средний и быстрый темпы.

Характерной особенностью произношения неслышащих школьников младших классов является замедленный темп устной речи. Нормализация темпа речи у неслышащих учащихся имеет важное значение для осуществления коммуникативной функции языка.

нарушение слух речь произношение

Организуя работу по обучению глухих темпу речи, необходимо учитывать влияние различных факторов объективного и субъективного порядка, причем имеются такие факторы, которые характерны только для речи глухих. Они были выявлены в ходе специального исследования Л.Г. Шустровой.

Одним из важнейших факторов, от которых зависит скорость устной речи глухих, является уровень владения ими устной речью (в том числе и её произносительной стороной) и развития словесно-логического мышления. Формирование у глухих школьников словесно-логического мышления осуществляется на базе овладения ими словесной речи. Так Ж.И. Шиф пишет: «Развивающаяся речь способствует приобретению знаний, которые вносят в мыслительную деятельность глухого системность и последовательность, содействуют приобретению приёмов, присущих словесно-логического мышления».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Музыкальное образование как одно из направлений эстетического развития личности
Неотъемлемой частью эстетического воспитания является воспитание музыкальное как определяющий фактор формирования музыкальной культуры личности. Музыкальное образование как одно из направлений эстетического развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Спец ...

Организация и планирование исследования
Цель: описать деятельность социального педагога с неуспевающими детьми и разработать программу коррекции педагогической неуспеваемости, произвести оценку ее результативности. База исследования: МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа». Выборка: учащиеся Бабушкинской средней общеобразовательной школы. Участвовали 15 школьников ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru