Методическая разработка урока по экспериментальной теме: “Человек как биосоциальное существо”

Структура образования » Некоторые вопросы изучения социальной экологии в школе » Методическая разработка урока по экспериментальной теме: “Человек как биосоциальное существо”

Страница 2

В условиях высокогорья у детей и подростков процессы роста и полового созревания сильно замедлены по сравнению с жителями равнинных и низкогорных районов. Основными причинами этого считаются: особенности питания, изоляция с обусловленными ею близкородственными браками, а также снижение функции щитовидной железы как адаптивной реакции на гипоксию.

Пример прямой адаптации организма человека к условиям обитания: приспособительная роль аномального гемоглобина в условиях распространения тропической малярии и сонной болезни.

На человека влияет весь уклад жизни общества: идеология, литература, искусство и др. Ряд биологических функций человека так или иначе социально обусловлен (прием пищи, утоление жажды, отправление физиологических функций и т.п.) влиянием традиций, обычаев, эмоций [28].

Работа в малых группах с учебником по вопросам

Какую роль различные абиотические факторы (температура, влажность) играют в жизни высших растений и животных?

Приведите примеры использования человеком знаний о взаимоотношениях организмов в своей практической деятельности.

Приведите примеры биологического оптимума для известных вам растений, животных, грибов.

Каким экологическим законам подчиняется человечество?

В чем главное отличие адаптивных возможностей человека от животных?

Объясните, как изменения экологических факторов влияют на урожай?

В чем заключается биологическая природа человека?

Почему человек считается биосоциальным видом?

Каким видам животных также свойственны некоторые формы социального поведения?

В чем проявляются экологические отличия человека от других видов?

В чем проявляются экологические сходства человека с популяциями других видов?

В чем заключаются основные отличия использования орудии животными и человеком?

Каким образом обеспечивают себя энергией животные?

В чем заключаются принципиальные особенности энергетики жизнеобеспечения человечества?

Приведите дополнительные примеры орудийной деятельности животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих.

Понаблюдайте за использованием посторонних предметов дикими или домашними животными. С какой целью они это делают? В каких из этих случаев манипулирование предметами может считаться орудийной деятельностью, а в каких — игрой?

Приведите известные вам примеры преобразования среды животными и человеком (желательно в вашей местности). Сравните формы и масштабы этой деятельности [13].

Примерный ход дискуссии. Все живые организмы адаптируются к среде, а человек способен подчинить окружающую среду себе. Адаптация человека к среде происходит при активном участии сознания, окружающая среда все чаще является результатом деятельности самого человека, способного целенаправленно изменить ее. Человек создает для себя благоприятные микроскопические условия, чтобы организм не испытывал сверхсильного давления природных факторов. Уже давно человек начал развивать свои природные механизмы адаптации закаливанием, физическими нагрузками, прививками. С помощью одежды, обуви, жилья, предметов домашней утвари, обработки пищи, использования медикаментов человек снижает негативное воздействие природных факторов.

Создавая для себя «новую окружающую среду», человек так изменяет природу и такими темпами, что не только нарушает природное равновесие, но и как следствие получает изменения абиотических факторов, к которым не успевают приспосабливаться (гипертония и гиподинамия – расплата за цивилизацию) [23].

Г) Социальная среда. Роль социальных связей в адаптациях человек к среде (формирование человека как личности). Примеры положительного и отрицательного влияния социальной среды на здоровье и психику человека.

Работа в малых группах с учебником по вопросам

Задание 1. Заполните таблицу «Биологическая и социальная природа человека».

Биологические характеристики

Социальные характеристики

Рост

Мировоззрение

Развитие

Образование, культура, искусство

Обмен веществ с окружающей средой

Обычаи и традиции

Способность к размножению

Мораль, нормы поведения

Пищевые связи

Использование орудий труда

Адаптация к изменяющимся факторам среды

Масштабы антропогенного воздействия на природу

Страницы: 1 2 3 4


Предмет, объект, гипотеза и задачи исследования
Цель исследования: создать оптимальные условия формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста через занятия. Объект исследования : процесс формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования : педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у ...

Планово-прогностическая деятельность
Работа ДОУ строится на основе запланированных целей и задач, взятых из программ. Прогнозирование строится на проведении диагностики воспитательно-образовательного процесса, на основе которых формируются цели и задачи годового планирования на следующий год. Задачи, указанные в годовом и календарном планах ДОУ способствуют его рациональном ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru