Методическая разработка урока по экспериментальной теме: “Человек как биосоциальное существо”

Структура образования » Некоторые вопросы изучения социальной экологии в школе » Методическая разработка урока по экспериментальной теме: “Человек как биосоциальное существо”

Страница 1

Главная мысль урока: На планете более 3 миллионов видов живых организмов, и лишь Homo sapiens – единственный вид, который подчиняется как биологическим, так и социальным законам.

Оборудование: таблицы по курсу «Общая биология» (раздел «Происхождение человека») и курсу «История древнего мира» (раздел «Жизнь первобытных людей»), фрагменты из книг И. Акимушкина «Тропою легенд» и С. Кэрригера «Дикое наследство природы» [5].

Ход урока

А) Положение человека в системе животного царства. Работая с учебником, ученики выполняют следующее задание.

Задание. Укажите положение вида Homo sapiens в системе животного царства, а также вспомните характерные особенности каждого таксона. (В классах со слабой подготовкой вторая часть задания выполняется с помощью учителя в ходе фронтальной беседы.)

Примерный образец ответа учащихся. Человек относится к следующим таксонам:

Тип Хордовые (Двусторонняя симметрия тела, наличие в эмбриональном периоде развития хорды, глоточных жаберных щелей, дорсальной полой нервной трубки);

Подтип Позвоночные (Позвоночный столб, вентральное положение сердца, головной мозг, парные конечности);

Класс Млекопитающие (многочисленные и разнообразные кожные железы, волосяной покров, млечные железы, четырехкамерное сердце, способность к терморегуляции, диафрагма, отделяющая грудную от брюшной полости, дифференцированные зубы и т.д.);

Отряд Приматы (Подвижные конечности хватательного типа, первый палец противопоставлен остальным, развиты ключицы, шаровидные плечевой и тазобедренный суставы, пронация и супинация кисти, ногти, зубная система не специализированного типа, крупные и направленные вперед глаза, обеспечивающие бинокулярное зрение);

Надсемейство Человекообразные обезьяны (Редукция хвостового отдела позвоночника, увеличение числа крестцовых позвонков до 4-5 для укрепления таза, аппендикс, четыре группы крови, 3 доли в правом легком и 2 в левом);

Семейство Гоминиды (Поредение волосяного покрова, прямохождение и связанные с ним особенности скелета);

Род Люди (Объем мозга более 750 см3, очень сложное его строение, резкие изгибы позвоночника, мощные икроножные и седалищные мышцы, противопоставление большого пальца на руке и утрата противопоставления первого пальца стопы);

Вид Человек разумный (Мозг объемом 1400-1500 см3 с развитым речевым центром, отсутствие надглазничного валика и теменного гребня и др.). .< 24 >

Б) Доказательства происхождения человека от животных по наличию атавизмов и рудиментов. Работа с таблицей из курса общей биологии, организация самонаблюдения по выявлению рудиментов (остатки мигательных перепонок во внутреннем углу глаза, расположение волосков на плече навстречу друг другу, как у обезьян, наличие небных валиков, аппендикса, ушных мышц и др.) и атавизмов (многососковость, короткий хвост, чрезмерное развитие волосяного покрова у некоторых людей).

В) Выявление влияния факторов внешней среды на человека. Организуется фронтальная беседа, в ходе которой называются абиотические факторы, влияющие на человека:

климатические (свет, влажность, ветер, температура);

физические (радиоактивность, электромагнитные поля, давление, шум и др.);

химические (газовый состав атмосферы, лекарства, ядохимикаты и др.) [29].

Далее заслушиваются подготовленные заранее сообщения учащихся о влиянии различных факторов среды на здоровье человека.

Примерный образец ответа учащихся. Подчинение человека общим биологическим законам подтверждается его морфофизиологической адаптацией к жизни в определенных климатических условиях на протяжении многих поколений. Например, приспособленность к холоду выражается в большей массе тела, коротких конечностях, большем количестве жира, глубоком расположении вен, повышенном обмене веществ, а приспособленность к теплу характеризуется противоположными особенностями анатомии и физиологии организма [13].

Изменчивость ряда признаков зависит от температуры воздуха, то есть от климата. Эти признаки отражают закономерности терморегуляции: пигментация кожного покрова, цвет волос, глаз, толщина слизистой губ, ширина носа. Широконосые распространены в тропическом поясе, узконосые – на севере и крайнем юге. Аналогичные зональные изменения существуют и среди других характеристик: любые формы в северных районах крупнее южных (речь идет о представителях близкородственных видов).

Замечено, что у жителей жарких стран средний вес тела меньше, чем у живущих в умеренном и холодном климате, что является адаптацией к климату [15].

Страницы: 1 2 3 4


Ролевая игра и ее роль в развитии речи
Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского «мнимая ситуация». Большинство современных ученых объясняют игру ка ...

Психологические основы организации урока
Организация учебного процесса это система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимся, а также способ структурирования учебного процесса, в том числе учебного материала, обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся. Необходимо понять, что успех, эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, хар ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru