Музыкальное образование в психолого-педагогической литературе

Структура образования » Становление музыкального образования в ХХ веке » Музыкальное образование в психолого-педагогической литературе

Страница 1

На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект - музыкальная культура. В этой связи возникает необходимость рассмотрения самого понятия "культура". Данной проблеме посвящены труды философов — Г.Н. Волкова, О.А. Кривцуна, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова и др. В их исследованиях культура рассматривается как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе. Культура характеризует способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (молодежная культура, национальная культура), общества в целом. Культура подразделяется на материальную — совокупность материальных приобретений общества — и духовную — совокупность духовных достижений. Духовную культуру в свою очередь можно подразделить на нравственную (этическую), политическую, религиозную, эстетическую и т.д.

В структуре духовной культуры особая роль принадлежит эстетической культуре и, в частности, культуре музыкальной. Одной из важнейших составных частей эстетической культуры выступает культура музыкальная. К сожалению, проблеме формирования музыкальной культуры личности уделялось недостаточное внимание. Данному вопросу в СССР посвящались труды Ю.Б. Алиева, А.Н. Сохора, Р.А. Тельчаровой.

Исходя из анализа педагогических работ, посвященных музыкальной культуре, в данной работе музыкальная культура определяется как интегративное образование, включающее в себя музыкальный вкус, способность воспринимать и адекватно оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, а также творческие и исполнительские навыки (пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.).

В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры.

В данном исследовании под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки — пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

Как известно, психологической основой всех видов музыкальной деятельности личности является восприятие музыки. Слушание, исполнение, сочинение, музицирование предполагают восприятие или сопровождаются им. Особенность музыкального восприятия заключается в том, что оно является эстетическим по своей направленности, то есть целенаправленным целостным восприятием произведений музыкального искусства как художественной ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием. Музыкальная деятельность понимается как активность в художественно-эстетическом восприятии музыкальных ценностей, как деятельность, особенностью которой является эстетическое целеполагание, заключающееся в возможности субъекта открыть для себя в музыкальном явлении новую мысль, переживание.

В музыковедении, музыкальной психологии и социологии восприятие – это сложный многоуровневый, многокомпонентный динамический процесс формирования и функционирования субъективного образа слышимой музыки.

Сложность понятия “восприятие музыки” проявляется уже в том, что в существующей литературе нет единой терминологии в обозначении этого процесса, называемого как “слушание музыки”, “интеллектуальное восприятие”, “освоение музыки”, “музыкальное восприятие-мышление” и т.д. Некоторые исследователи даже разводят понятия “восприятие музыки” и “музыкальное восприятие”, считая первое проблемой психологии, второе - музыкознания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Ролевые игры в диалогическом общении
Существуют две формы выступления на иностранном языке: диалог и монолог. Диалог – это процесс общения двух или более собеседников-партнеров, поэтому в рамках одного речевого акта каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего. Диалог связан с рядом умений, обеспечивающих ход беседы. Первым является стимулиро ...

Основные принципы традиционного обучения
Процесс обучения основывается на принципах, выведенных из рассуждений и концептуального опыта, которые сформулировал Я.А. Коменский. Принцип научности(ложных знаний не может быть, могут быть только неполные) Принцип природосообразности (обучение определяется развитием (не форсируется) Принцип последовательности и систематичности(последов ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru