1. Принципы обучения
Принципы обучения - это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся. Принципы обучения выражают определенные закономерности обучения.
Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка.
Совокупность принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все стороны деятельности учителя и познавательной деятельности детей.
Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний. Отсюда следует необходимость соблюдения принципа научности обучения как исходного положения, определяющего связь обучения с наукой.
Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке. Эту сторону обучения отражает принцип систематичности. Иногда его называют принципом систематичности и последовательного обучения, понимая под последовательностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.
Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения. Отсюда вытекает принцип доступности учебного материала.
Чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения. Эта сторона учебного процесса привела к обоснованию принципа наглядности.
Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается. Отсюда необходимость принципа сознательности и активности обучения детей.
Знания, умения и навыки должны быть прочными, что бы обеспечить высокое общее развитие. Принцип прочности обучения раскрывает эту сторону развития детей.
Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности учителей. Эта особенность педагогического процесса нашла отражение в принципе индивидуализации развития детей [28].
Остановимся подробнее на принципе наглядности.
Принцип наглядности является связующим звеном между принципом научности и принципом доступности, между которыми имеется некоторый «разрыв». Материал, преподаваемый учащимся, может быть объяснен научный языком, но таком случае, многим учащимся он может оказаться недоступным, либо доступным, но не в полной мере. Этот пробел можно ликвидировать за счет соблюдения принципа наглядности. После изображения этого же материала на «картинке», он становится для учащихся доступным и более понятным. И наоборот, материал может быть объяснен доступно, но не научно. И снова помогает принцип наглядности.
2. Роль наглядности в обучении.
Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования давно показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. При этом сама наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные ощущения.
Впервые теоретически обосновал данный принцип чешский педагог Я.А. Коменский, который выдвинул требование учить людей познавать сами вещи, а не только чужие свидетельства о них, по следующим правилам: «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от более простого к более трудному», «от известного к неизвестному».
Наглядное обучение, по словам русского педагога К. Д. Ушинского, "строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком". Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. Он указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих "формами, звуками, красками, ощущениями".
Особенности развития детского
художественного творчества
Давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия -длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое ...
Методические рекомендации по включению детей в
театральную деятельность в процессе обучения
Роль педагога в процессе организации и развития театральной деятельности на базе образовательного учреждения крайне важна. Выше уже отмечались развивающие эффекты театрализованной деятельности и их роль в образовании младших школьников. Чтобы эти эффекты достигались желательно наличие педагога – руководителя детского театра (режиссера), ...