Роль дидактических принципов в обучении математике

Страница 4

Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала.

Применение наглядных пособий в обучении подчинено ряду правил:

ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств;

обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки предмета;

показать предмет (по возможности) в его развитии;

предоставить учащимся возможность проявлять максимум активности и самостоятельности при рассмотрении наглядных пособий;

использовать средства наглядности ровно столько, сколько это нужно, не допускать перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращать наглядность в самоцель.

Следовательно, умелое применение средств наглядности в обучении всецело находится в руках учителя. Учитель в каждом отдельном случае должен самостоятельно решать, когда и в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения, ибо от этого в определенной степени зависит качество знаний учащихся. Вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности. Их недостаток приводит к формальным знаниям, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения [12].

Так, при изучении квадратичной функции в 7-9 классах формируется представление о свойствах функции и ее графике, умение по графику считывать свойства данной функции, формируется навык элементарного преобразования графика квадратичной функции и использования графика квадратичной функции для графического решения уравнений и неравенств. Для этого непосредственно необходимо выполнения принципа наглядности.

Понятие «функция» порой учащимся трудно для восприятия, поэтому очень важна опора на наглядность. В такой ситуации работают оба полушария головного мозга ученика: правое, отвечающее за образы, и левое, отвечающее за формально-логическое мышление. В 7-8 классах учащиеся работают на наглядно-интуитивном уровне. В частности, в учебнике А. Г. Мордковича и др. такие свойства функции, как область определения, наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке, монотонность, непрерывность рассматривается в 7 классе только на наглядно-интуитивном уровне [22].

Приведем примеры использования наглядности для решения некоторых задач курса алгебры.

1. Решить уравнение:

- единственное решение уравнения.

Здесь используется такое свойство функции, как множество ее значений. При решении этой задачи следует обратить внимание учащихся на то, что для левой части достаточно построить не сам график, а схему, изображающую только существенное для решения этой задачи свойство – график расположен в полосе между прямыми и .

2. При каких значениях параметра а график функции пересекает ось абсцисс менее чем в трех различных точках?

Построим график функции

1)

2)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Направления современного обучения
Все современные направления обучения могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих положений. 1. По основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучаемого могут быть выделены формы контактного и дистанционного обучения, где к первой группе относятся все традиционно разрабатываемые направления обучения, ...

Особенности труда детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания труд ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru